Наталья Тукмачева
Предметно-пространственная среда старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в старшей группе №1 построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Условия, созданные в группе, не только обеспечивают охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие, но и соответствуют специфике дошкольного возраста.
Публикация «Предметно-пространственная среда старшей группы» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда данной группы содержательно-насыщенная - соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе обеспечивает :
- игровую деятельность
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, мягкие пуфы, угловые тумбы). В игровой зоне располагается центр коммуникативной деятельности, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
познавательную деятельность
Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан центр патриотического воспитания, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии руководителей страны и малой родины, герб, флаг, страны и края.
Наше ДОУ работает по программе «Успех» и используем на своих занятиях технологию «Река времени». Наши дети знакомятся с историей возникновения «часов», «машин», «книги» и др. Также в нашей группе создан мини - музей «Машин». Содержание мини музея: книги о истории машин, презентация «А было-ли колесо», предметы старины, древности, настоящего, автомобильный салон и река времени на которой помещены картинки-метки: прошлое, древность, старина, настоящее, будущее и т. д.
Центр книги "АБВГДЕЙКА" представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена с центром речевого развития, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации, выкладывать буквы, складывать короткие слова из магнитных букв и помещать их на доску, составлять рассказы по мнемотаблице и алгоритмам. Новые книги выставляются в соответствии с тематическими неделями в ДОУ каждую неделю;
-
Центр экологического воспитания расположен непосредственно у окна. Цель этого центра обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры;
Цент экспериментирования небольшой, но оснащен необходимым материалом для экспериментирования (увеличительные стекла, магниты, очки,колбы, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений для воспитанников). В уголке детского экспериментирования дошкольники учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы, картотека опытов и экспериментов и т. д.)
В группе оборудован центр физкультуры для самостоятельной физической активности детей, уголок оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня;
Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений создан центр сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др.
В центре конструирования находятся материалы для конструирования и лего конструкторы. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.
Трансформируемость.
В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: диванчик, пуфы, мягкие кресла. Их достаточно легко передвигать и по-разному использовать в группе.
Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Полифункциональность
Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;
Предметы не обладают жестким креплением, в том числе природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность
В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Все игрушки хранятся в мебельной игровой стенке.
Доступность.
Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.
Безопасность.
Оборудование группы исправно и все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Поддержка индивидуальности и инициативы детей происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли. Целью центра творчества «Весёлые карандаши» является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
В нем имеется мольберт для рисования мелом и различными материалами. Образцы по декоративному рисованию оформлены раздельно в альбомах «Городецкая роспись», «Дымка», «Гжель», «Хохлома», имеются жесткие шаблоны для обведения контуров, дидактические игры на развитие чувства цвета и композиции. В раздевальной комнате организована выставка детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
В музыкальном центре «Музыкальная шкатулка» есть различные музыкальные инструменты, альбомы, дидактические музыкальные игры. Музыкальный и театральный центр они объеденены и находиться внутри игровой стенки за дверцами. Дети сами достают игровое оборудование и действуют с ним.
В организации предметно - пространственной среды педагогами группы осуществляется творческий авторский подход в оформлении игрового пространства, что делает игровую среду неповторимой и уникальной.
Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда старшей группы №1 соответствует ФГОС ДО и ООП ДОУ и осуществляется творческий подход воспитателями в ее организации.