Каченюк Тамара Васильевна
Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФОП большое внимание уделяется требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из аспектов образовательной среды в целом, включающей, кроме вышеназванного ещё и характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Публикация «Предметно-пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФОП ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с водой и песком);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в соревнованиях и подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами и движения.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Новые требования ФОП подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, голосов птиц, дождя и др.)
Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть, в первую очередь, безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и эстетически привлекательным. Мебель должна соответствовать возрасту и росту детей.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие форм, материалов и цвета. Для этого, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Больница» : градусник, шприц, халат, чепчик и т. д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.
У каждого ребенка свой темп и стиль развития. Некоторые дети добиваются больших успехов в учебе через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно – пространственной среды в группе детского сада.
У детей дошкольного возраста есть три основные потребности : потребность в движении, общении и познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.
Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».
Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.
Для воспитателя очень важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. Основная задача педагога состоит в том, чтобы окружающая обстановка была содержательной, эстетичной и комфортной для ребенка, а оборудование было расставлено удобно.
Особую значимость играет принцип функциональности: в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время оборудование, игра или пособие не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения пособий и материалов.
Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Так как дети отличаются по уровню развития : есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с пособиями и играми, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно развивается, изменяется. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а позже станет тормозить его.
Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в дошкольном учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Согласно ФОП пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков», оснащенных большим количеством развивающих материалов.