лариса селиверстова
Предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка в соответствии с современными требованиями
▼ Скачать
Селиверстова Лариса Сергеевна воспитатель МБДОУ д/с № 28
«Жемчужинка» Хакасия г. Саяногорск
Предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка в соответствии с современными требованиями
На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта.
Публикация «Предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка в соответствии с современными требованиями» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важнейшими задачами современного детского сада являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из важнейших критериев качества образования. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствует развитию самостоятельности и самовыражения ребенка. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды в нашем групповом помещении соответствует возрастным особенностям детей.
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами.
Оборудование и инвентарь обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает :
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т. д., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает :
• доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду проводится многоплановая и творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства группы постоянно работаем над обогащением и расширением развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственную среда организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом, подобранный материал стимулировал бы развитие его способностей.
Организация среды в группе учитывает принцип гендерного соответствия. Мальчикам отведено больше пространства для конструктивных и сюжетно-ролевых игр. Жизненное пространство в группе даёт детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты стеллажом с полками и перегородками, что помогает детям выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему, не отвлекаясь на другие виды деятельности. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, восполняет потребность детей в развитии, познавательном общении и активности, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Подбор материалов, пособий, игр т. д. осуществляю в соответствии с тематическим событием, временем года. Содержание центров в группе, обновляется согласно возрасту детей, учитываются интересы детей.
Развивающая предметно пространственная среда в групповом помещении является трансформируемой в зависимости от тематического события, от образовательной ситуации, от меняющих интересов детей, от их возможностей. В группе имеются легкие модули, ширмы, легкие скамейки, занавески, что помогает изменить пространство группы, и вносит новизну в организацию образовательного процесса, увеличивает познавательный интерес и побуждает детей к деятельности.
Полифункциональность игр, пособий, мебели в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например: атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы. В самостоятельной игровой деятельности дети активно используют шишки, скорлупки ореха, разные коробочки, пластиковые баночки, ткань (вуаль, ленточки, веревочки.
Вариативность среды достигается посредством проектирования разнообразных пространств (для игры, конструирования, уединения или двигательной активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Вариативность также достигается посредством периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При организации среды опираемся на принцип доступности, стабильности и динамичности предметного окружения. Весь материал в группе функциональный, а не витринный. Игровой и дидактический материал расположен на открытых стеллажах, корзинах с набором игрушек, стойках- переносках. Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место. Результатом доступности среды является продуктивная деятельность воспитанников (рисунки, постройки и т. д.)
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности и требованиям СанПин. Игрушки имеют сертификат качества. Регулярно осматриваются на наличие повреждений. Весь игровой материал безопасен, без колющих и режущих элементов, которые могут нанести вред ребёнку. Среда, окружающая детей в группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого ребенка. В ходе реализации образовательного процесса соблюдается принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды. Организуя предметную среду в группе учитывается психическое развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
Таким образом, предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, тематических событий, сезонных изменений и интересов детей, обеспечивает зону ближайшего развития и обогащает развитие всех видов детской деятельности.