Светлана Шитова
Предметно-пространственная среда и ее значение
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – пространственная среда и ее значение.
Воспитательный процесс осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Предметно-развивающая среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
При организации развивающей среды в нашей группе учитываются возрастные, физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность одних детей и желание уединиться других, а также учли, что согласно ФГОС предметно-развивающая среда должна соответствовать содержанию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Предметно-пространственная среда и ее значение» размещена в разделах
Начав работу в новой группе, помещение было оснащено новой удобной мебелью, современными коврами, дорогими игрушками, но в процессе работы мы сделали вывод, что условий для рождения сюжетно- ролевой игры не было. Не было таких предметов, которые не купишь в магазине, но без чего в игровой деятельности обойтись нельзя. Я составила план и начала воплощать его в жизнь. Первое, что я сделала – это организовала встречу с родителями, где рассказала о том, чтобы каждому ребенку было комфортно и чтобы каждый имел возможность заниматься любимым делом, а следовательно развиваться, мне нужна их помощь в организации ППРС. Родители заинтересовались тем, как можно обогатить жизнь детей, с помощью правильно организованной ППРС. Они с энтузиазмом предложили свои творческие способности: мамы шили одежду для доктора, парикмахера, костюмы для ряженья, папы сделали ширмы, для разделения игровых зон. Таким образом, все приняли участие в оснащении игровых зон группы, в которых захотелось играть не только детям, но и самим родителям.
При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, я учитывала то, что ППРС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Условно в пределах пространства группы я выделила игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка. Используя гендерный принцип (так как у нас в группе 16 девочек и 14 мальчиков, я поделила группу на игровые зоны для девочек и мальчиков. В группе оборудованы уголки «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ремонтная мастерская». С целью избегания конфликтных ситуаций данные уголки расположены в разных частях группы.
Играем в больницу.
Играем в магазин.
Дети очень любят играть в уголке ряженья, он пополняется платочками, лентами, фартуками, сумками. Уголок позволяет изменять свой облик и наблюдать за этими изменениями, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно, а также переодеваться для участия в играх - драматизации.
В группе созданы условия для развития изобразительной деятельности. В уголке рисования есть карандаши, фломастеры, различные трафареты и бумага для рисования. Также используем и нетрадиционные материалы для рисования и лепки это манная крупа, рассыпанная на подносе, масса для лепки, соленое тесто. Моя цель на данном этапе закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, погремушки, металлофон, колотушки).
Для воспитания любви к книге и чтению, в группе организовала уголок общения детей с книгой. Для комфорта и уюта, а также места, где можно посидеть, почитать книгу или просто полежать, родители купили детям удобный диван.
В группу подобрала игры, направленные на развитие сенсорного восприятия. Играя, дети производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают, ощупывают, вставляют. Тут также собрала игры, сделанные своими руками из подручного и бросового материала. «Ёжики» - игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг–солнышко, треугольник–ракета, морковка, овал – жучок и т. д.) Используются мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, логические кубы, кубики с картинками – все подобрано для развития у детей аналитического восприятия.
Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия.
Движение – залог физического и умственного развития ребенка. В группе подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение применяю в проведении занятий по развитию общей моторики (яркие шары, обручи, кольцеброс, подвижных играх (кегли, мячи, индивидуальной двигательной деятельности.
Человек – созидатель. Это основное качество его личности. Потребность в творчестве появляется уже в раннем детстве. Она в известной мере удовлетворяется в строительной деятельности детей.
Во время возведение построек у моих детей прекрасно развивается мелкая моторика, а также они знакомятся с сенсорными эталонами. Организовывая строительный уголок, я учла его положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, дошкольники создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
К началу учебного года я привела в порядок имеющиеся комплекты строительных конструкторов деревянного, пластмассового, пополнила новыми деталями (пластинами, цилиндрами, брусками). Строительный материал разместила в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко пользоваться им – удобно и доступно.
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости и успеха.
Работу по всем направлениям конструктивной деятельности детей обязательно продолжу в следующих возрастных группах.
Строим дом, будем вместе жить мы в нем.
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. Для получения положительных результатов и качества образовательной деятельности, постоянно пополняю предметно-развивающую среду в группе. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа планирую направить на поиски новых подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.