Алёна Николаевна Кузьмина
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающую предметно-пространственную среду (РППС, создаю с учетом ФГОС ДО, основной образовательной программой МДОУ «Березка», которая обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности детей раннего возраста с учетом их возможностей, интересов, уровня активности.
РППС в нашей группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации группы; наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; охрану и укрепление здоровья детей, взрослых; двигательную активность детей, а также возможность уединения.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
РППС группы безопасна соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Свободное пространство в центре группы дает возможность для двигательной активности детей. Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности. Игры и пособия расположены в доступных для детей местах, используются по желанию детей, меняются в соответствии с календарно – тематическим планированием. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда группы является вариативной. РППС, спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ.
В 2014 – 2015 учебном году мы провели анализ соответствия РППС требованиям ФГОС ДО, основной образовательной программы детского сада, провели анкетирование родителей для выявления интересов и возможностей детей и определили центры развития малышей.
Учитывая особенности детей раннего возраста, создали развивающие центры, которые обеспечили комфортное пребывание детей в детском саду, успешную адаптацию.
Так, например, в приемной мы повесили экран «Здравствуйте, я пришел!». Ребенок утром размещает свою фотографию на этом экране. Таким образом, он начинает чувствовать себя членом сообщества детей. Я – личность, член коллектива. Постоянно работает «Уголок именинника», в котором вывешиваем фотографию ребенка. Есть у нас чудесный мешочек для подарков. В него мы кладем подарки, которые приготовили дети для именинника. В свой день рождения ребенок это центральное лицо в группе.
В соответствии с проведенным анализом на соответствие РППС современным требованиям мы пришли к выводу, что необходимо усилить работу по познавательному, речевому и сенсорному развитию воспитанников. Для формирования сенсорных эталонов, созданы дидактические куклы, которые мотивируют детей к игре, к движению, разучивали с воспитанниками потешки, прибаутки, занимались продуктивной деятельностью.
В 2015 – 2016 учебном году продолжить работу по формированию сенсорных эталонов и речи.
При построении развивающей предметно – пространственной среды раннего дошкольного возраста в своей группе я поддерживаю проявления активности ребенка в различных видах деятельности, создаю условия для реализации творческих идей. В группе есть место, свободное от игрового материала, где ребенок может стать творцом своего предметного окружения, может оборудовать игровое поле по своему усмотрению.
С каждым годом расширяю и совершенствую РППС согласно возрастным потребностям детей, их интересам.
Сюжетно-ролевая игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. Для своевременного развития игры в группе создала необходимые условия: оборудовала игровую зону детской мебелью, внесла различные атрибуты, в том числе атрибуты копии и их заместители, которые помогают ребенку использовать накопленный опыт в мире игры. Созданы центры «ряжения», сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница» «Автосервис», «Гараж».
Благодаря сюжетно-ролевым играм дети научились:
- условным действиям с игрушками и предметами – заместителями, воображаемыми предметами, выстраивая их в смысловую цепочку;
- вступать в кратковременное взаимодействие со сверстниками;
- развёртывать цепочку из 2 -3 действий с сюжетными игрушками;
- называть действия с предметами – заместителями;
- вызывать с помощью игрушек или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.
В младшем возрасте «Уголок ИЗО» является одним из центров эмоционального благополучия ребенка в группе, развитием его художественных способностей и интересов.
Данный цент в своем первоначальном виде выглядел как отдельный уголок в группе, где был размещен рулон обоев и в доступе были карандаши и фломастеры. Сейчас в свободном доступе находятся карандаши, фломастеры, мелки, чистые листы, различные образцы для рисования в соответствии с темой недели, соленое тесто для лепки. Рисую с детьми и нетрадиционным способом: пальцами, ладошками, кусочками поролоновой губки, щеточками, вилкой, ватными палочками, “печатками”. Дети с удовольствием занимаются рисованием и лепкой.
Уголок ИЗО способствует развитию у детей тяги к творчеству, мелкой моторики, помогает быстрее запомнить названия цветов.
В группе оборудован центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Мы научились строить различные постройки, и обыгрывать их с воспитателем и самостоятельно.
Дидактические игры в младшем возрасте должны, наряду с другими играми, обеспечивать бодрое, радостное настроение, содействовать жизни детей в коллективе сверстников – приучать детей играть рядом. Дидактические игры направляют внимание детей на окружающие предметы, учат замечать, видеть, анализировать. В ходе дидактических игр дети научились слышать слово, правильно соотносить его с действиями и предметами, а также развивается активный словарь детей. Многие дидактические игры в младшем возрасте сопровождаю движениями, что способствует развитию координации. В развивающей среде я размещаю дидактические игры по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и для развития сенсорных представлений :
- игрушки, требующие соотнесения размеров, форм, цветов разных деталей;
- геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар и куб, круг и квадрат);
- картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
- предметные и сюжетные картинки (одежда, посуда, овощи);
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- предметы и игрушки одного типа, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
- матрешки 3-х, 4-х местные;
- пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец;
- сборные - разборные игрушки;
- наборы разрезных картинок;
- материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурок для нанизывания, шнуровки);
- вкладыши геометрических фигур, животных, игрушек и т. д. ;
- дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития;
- настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
- кубики с предметными картинками;
- набор кубиков с цветными гранями;
- набор для забивания: молоточек с втулками;
- парные картинки;
- серии предметных картинок («Что люди надевают?», «На чём люди ездят?» и т. д.);
- материалы связанные с тематикой по ОБЖ (Иллюстрации, игры);
- магнитный мольберт (доска).
- лото и домино по различным тематика
- д/и «прищепки»
- пазлы различных размеров с сюжетными картинками
Центр природы:
- различные виды комнатных растений;
- календарь природы по временам года;
- «витаминный огород» - выращивание зеленого лука;
- материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива растений);
- создан «Двор» домашними животными и «Лесная поляна дикими животными, которая меняется в зависимости от времени года;
- серия тематических картин «Животные и их детёныши», «Обитатели леса».
Дети в данном центре учатся наблюдать и делать элементарные выводы. Воспитанники познакомили с дикими и домашними животными, знают их среду обитания и чем питаются животные. Дети научились ухаживать за растениями. Прививаю детям любовь к природе, к окружающему нас миру.
Книжный центр соответствует возрастным особенностям детей раннего возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. Дети с интересом рассматривают иллюстрации, вспоминают отрывки из знакомых сказок, стихотворений, потешек. Благодаря данному центру у детей увеличился активный запас речи, мы научились диалогу, научились рассказывать по картинкам с небольшой помощью воспитателя. Учимся слушать и не перебивать. Воспитываю бережное отношение к книгам.
У нас имеются различные виды театра: настольный (деревянный, резиновый, бибабо, магнитный, изготовлен театр на фланелеграфе, стаканчиковый, а также различные музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан, металлофон, треугольник, колокольчики).
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Участвуя в театрализованных играх, дети научились отвечать на вопросы героев, выполнять их просьбы, входить в образ. Развивается пассивный и активный словарь. Мои дети узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом»).
Физкультурный уголок реализует потребность детей в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
В группе имеются: телевизор, DVD-плеер, магнитофон, диски и записи с музыкой и сказками, видеотека с развивающими мультфильмами по различной тематике, что помогает разнообразить воспитательно-образовательный процесс.
Вывод:
Я считаю, что развивающая предметно – пространственная среда, которую я создала в группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. РППС является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Она имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, РППС не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, пополняю и обновляю, приспосабливаю к новообразованиям определенного возраста. Стараюсь развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя.