Дания Рамазанова
Предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - пространственная среда.
Организация предметно - пространственной среды в дошкольной организации с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов. Каждый ребёнок получает возможность индивидуально, в паре, или малой подгруппе построить своё общение, организовать игру опираясь на ранее полученные навыки.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство или, другими словами, зону ближайшего развития.
Наше дошкольное учреждение является экспериментальной площадкой по внедрению в работу технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ.
Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценной творческой личности и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-развивающую среду предлагаем обогатить универсальным пособием по освоению с детьми способов познания, назвали мы это пособие «По морям, по волнам».
Цель: Освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности.
Задачи:
- Способствовать к осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).
- Упражнять детей в узнавании и назывании символа признака, давать характеристику объекту по определенному признаку.
- Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
- Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.
- Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.
Наглядность: Пособие представлено на морскую тематику «По морям, по волнам»
на универсальном пособии предоставлен образ мульт. героя Банифация с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки,язык);
Изображён корабль с 17-ю пустыми кружками (трюмы), схемы имён признаков появляются там по мере освоения их детьми;
Дым от корабля – это схемы сими типов вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный).
Якорь у корабля помещаются два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево. (причина – следствие)
Схемы преобразователей (шесть приёмов типового фантазирования – «волшебники») на универсальном пособии находятся в подводном царстве на рыбках.
На морском дне находится дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы
«Задаём вопросы»(по схеме).
На обратной стороне находятся круги Луллия.
- Пособие "Круги Луллия".
"Круги Луллия" используются в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте,, развитие элементарных математических представлений. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.
"Составь слово" - используется для составления слов.
"Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.
"Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
«Полезные продукты» - используется для закр
«Зимующие птицы» - используется для закрепления знаний о зим. птицах и чем они питаются
«Придумай фантастическую птицу» - используется для нахождения частей объектов и побуждать к фантазированию.
«Интересные задачки» - используется для составления математических задач. современным детям героев придают играм ещё большую привлекательность.
А также пособие «Девятиэкранка»
Почти все элементы универсального пособия съёмные, ламинированные, поэтому дети имеют возможность играть с ними самостоятельно.
Для игр требуется лишь фантазия, хорошее настроение, незначительный дополнительный материал в виде карточек с предметными изображениями и картинок или игрушек — «гостей» подводного мира
Вот несколько игр с пособием, особенно полюбившихся нашим детям.
Игра: «»
Цель: формировать обобщённое понятие о том, что у каждого объекта есть признак «количество»; развивать интерес ребёнка к проблемам связанным с изменением количества объектов, либо количество его частей.
Оборудование:
1-й круг – числа, расположенные не по порядку;
2-ой круг – объекты (стая 8 птиц, 1 слон, 2 банана, 3 гриба. 4 тарелки, 5 пирожков в корзинки, 6 карандашей. 7 цветов, 9 пчёл)
3-ий круг – место (болото, море, футбольное поле, пустыня, театр, небо, Антарктида, квартира)
«Подбери число под картинку»
«Соедини любые цифры и объекты, объясни необычное сочетание»
«Придумай фантастическую историю или сказку». (цифра 4 – слон – футбольное поле. Команда слонов из четырёх игроков играли на футбольном поле)
«Реши проблему» (проблема слонов,играющих в футбол, в том, что при беге образуются большие ямы. Как сделать так, чтобы ямы не мешали игре).
«Мы по острову пойдём, что найдём, всё разберём»
Цель: Упражнять детей в умении делить объекты на части и считывать схемы признака.
Игровое действие:
Дети идут по кругу со словами: «Очень весело играем, всё на части разбираем».
Ведущий называет имя ребёнка
Например: «Витя!» Витя выходит в круг и говорит: «По острову пошёл, что-то нашел…» И называет части какого-нибудь объекта. Дети по частям угадывают целый объект.
Результат: дети умеют разбирать объекты на части.
«Отгадай загадки»
Цель: Упражнять в узнавании объектов на основе описания отдельных признаков.
Дополнительный материал: загадки.
Игровое действие: Дети отгадывают загадки и находят признаки.
Маленькое, сдобное колесо, съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем.
Загадка составлена по признакам РАЗМЕР, ФОРМА, ЧАСТЬ
Результат: закрепляем имена признаков.
Приятно осознавать, что дети, благодаря ТРИЗ-технологии, стали непринуждённее, научились мыслить образно, стали почемучками. Хочу добавить, что больше всего нас привлекает в ТРИЗ — это возможность научиться у детей способности так фантазировать, удивлять и удивляться. Глядя на их вдохновлённые фантазией лица, хочется творить и выдумывать.