Гульнара Багаутдинова
Предметно-пространственная развивающая среда группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка.
В единой капле – бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк.
Развивающая среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Развивающая предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на развивающую предметно-пространственную среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой, наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.
Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей.
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это – и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это – и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда – это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Формирование образа среды является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
• Обеспечить чувство психологической защищенности – доверие ребенка к миру.
• Радости существования (психологическое здоровье).
• Формирование начал личности (базис личностной культуры).
• Развитие индивидуальности ребенка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
• Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно – ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
• принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
• принцип активности, самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности, динамичности;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• принцип открытости – закрытости;
• принцип учета половых и возрастных различий детей;
У ребенка есть страсть к игре,
И ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть,
но и пропитать игрой всю его жизнь.
А. Макаренко
Предметно-пространственная развивающая среда группы «Ягодка» создана с учетом реализации целей и задач программы «Радуга», принципов рациональности, вариативности, соответствует СанПин. Содержание среды ориентировано на интересы детей, «зону развития каждого ребенка». В связи с этим, мы постарались создать в нашей группе предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Центр физического развития.
Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование:
• гимнастическая лестница, скамейка, горка, различные пособия для занятий физической культурой:
• мечи (разного размера);
• обручи;
• каталки и игрушки на колесах;
• мешочки набитые песком;
• возжи;
• рули, скакалки;
• шнурочки;
• флажки;
• платочки;
• кегли, кубики;
• маски;
• массажные дорожки и коврики с разным покрытием;
• дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.
Также собраны картотеки спортивных подвижных и народных игр различной степени подвижности; комплексы утренних гимнастик, пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; физкультурминуток; гимнастик пробуждения.
Центр речевого развития
Специфика контингента детей раннего возраста диктует особенности построения и содержания развивающей среды по развитию речи. Большое внимание здесь отводится работе над автоматизацией звуков, артикуляционной, пальчиковой гимнастикам, развитию речевого дыхания. В связи с этим в группе: оборудован уголок; разнообразные материалы для коррекции речи:
• альбомы познавательного содержания (животные, насекомые, одежда, фрукты, овощи, посуда, мебель, игрушки, инвентарь, продукты питания)
• дидактические игры: лото «Кем быть?», «Чей ты малыш?», «Маленькие модницы», «Чей малыш?», «Большой - маленький», «Подбери по цвету», «Окружающий мир», «Съедобное-несъедобное», «Разрезные картинки», «Собери цветок», «Я учу антонимы», «Башмачки», «Вредное - полезное», «Сладкое - соленое», «Сырое -вареное», «Подбери по цвету», «Кто где живет?», «Поиграй-ка»;
• картины по развитию речи: «На птичьем дворе», «Одежда», «Времена года», «Птицы», «Домашние животные»;
• сюжетные картинки;
• уголок настольных игр;
• библиотека для родителей (консультации, картотека песен, стихов, пальчиковых игр.
Центр театрализованной деятельности.
Оборудован центр театрализованной деятельности с разными видами театра:
• кукольный;
• пальчиковый;
• варежковый;
• настольный;
• театр игрушек;
• лопаточный театр;
• ложковый театр;
• фартучный театр;
• маски.
Имеются ширмы большая и малая, большой домик для показа театрализованных представлений, музыка, подобранная для музыкального оформления.
Центр художественно-эстетического развития.
Музыкальный центр.
Цель: поддерживать и развивать у ребенка интерес к музыкальной деятельности. Способствовать формированию интереса к музыке, знакомить с музыкальными инструментами.
В группе собраны:
• детские музыкальные инструменты (погремушки, аккордеон, гитара, барабан, колокольчики, бубны, металлофоны, маракасы, ложки);
• шумовые инструменты, в том числе самодельные;
• магнитофон;
• диски с детскими песнями и музыкой;
• альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
Центр творчества.
Цель:
• вызывать у детей интерес к рисованию и лепке;
• создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо;
• подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т. п. могут что-то изображать;
• поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми ему объектами окружающего мира (предметами, животными и др.);
• побуждать детей вносить дополнения в рисунки и вылепленные изделия.
Оборудование:
• книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
• листы бумаги различной формы и цвета, альбомы, раскраски;
• кисти, штампики;
• гуашевые краски, карандаши, фломастеры, маркеры;
• пластилин;
• клеенки для лепки;
• салфетки;
• баночки для воды;
• трафареты;
• емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности;
• стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.
Центр познавательного развития.
Центр природы и экспериментальной деятельности.
В природном уголке имеется дидактический материал для познания окружающего мира, дети наблюдают признаки природных изменений свойственных тому или иному времени года: имеется маленькая ферма с домашними животными, также имеется террариум с дикими животными жарких стран; создан муляж аквариума для ознакомления детей с водным миром. Подобраны картины всех времен года.
Такое разнообразие подобранного материала привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
Для игр с песком и водой сделан отдельный стол, за которым дети охотно играют. Подобраны совочки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки и фартуки для экспериментальной деятельности. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
Центр дидактических игр.
Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни является дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.
Игрушки: различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств, привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка. В группе, своими руками, сделаны пособия, для развития мелкой моторики: «Конфета», «Черепашка», «Домик», тканевая книга, где собраны фрукты, овощи, цветочки, бабочки, забор с различными креплениями такими как: липучка, кнопки, шнуровка.
Дидактические игры.
«Украшаем одежду башкирским орнаментом».
Цель: знакомить малышей с основными цветами и простейшими элементами башкирского орнамента; развивать умение накладывать плоские элементы орнамента на предметы одежды.
Материал: национальная башкирская одежда (камзул, тюбетейка, платье, сапоги, вырезанная из фетра.
«Паровозик».
Цель: формировать умение различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать внимание, речевую активность. Закреплять знания о животных.
Материал: паровозик из поролона, обшитый тканью основных цветов. Карточки с изображением животных.
«Цветная полянка».
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Материал: цветной коврик и бабочки (из четырех основных цветов).
«Веселые гусеницы».
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Материал: обвязанные нитками, основных цветов, капсулы от киндер – сюрпризов.
«Наряди семью».
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Формировать умение подбирать одежду по размеру.
Материал: заламинированные картинки людей (папа, мама, сын, дочь) и одежда для них разного размера и цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
«Высушим одежду».
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного. Развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Формировать умение соотносить одежду по размеру (маленькая кофта – маленькая юбка).
Материал: заламинированные картинки одежды основных цветов (юбка, блузка, брюки, рубашка) и карточки, имитирующие веревку для сушки белья.
«Узелки».
Цель: развивать у детей мелкую моторику, тактильные ощущения, усидчивость, ориентировку в пространстве, логику.
Материал: панно с сюжетом. В отверстия на панно продеты и закреплены ленточки.
«Волшебные ведерки»
Цель: совершенствовать восприятие детей, обогащать непосредственный чувственный опыт детей, помогать обследовать предмет, выделять его цвет. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить и т. д.
Материал: ведерки и крышки обшитые тканью. На ткани расположены: шнуровка, кнопки, пуговицы, молнии, на липучках геометрические фигуры, животные.
Дидактическое пособие «Чудесный домик».
Цель: развивать у детей воображение, мелкую моторику, речь; формировать зрительно - моторную координацию на основе действия с предметами.
Материал: пособие состоит из раздельных, сшитых объемных частей домика. Со всех сторон домик расшит пуговицами, крючками, ленточками, замками и т. д. на липучках карточки с изображением животных, овощей и фруктов.
Центр социально-коммуникативного развития
В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство для игры: имеются предметы-заместители, атрибуты и игрушки для различных видов сюжетно-ролевых игр:
• «Семья» - имеется: стенд с семейными фотографиями, диван с креслами, детские кроватки, стол, стульчики-пуфики, детская кухонная посуда, куклы (разного размера и пола, машинки (разной величины, уголок «Ряженья» - необходимый атрибут группы раннего возраста (для одевания на себя) - используется стойка, одежда на плечиках, воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, шапочки, косыночки, гладильная доска и пара утюгов; зеркало (в подроста ребенка). Уголок ряженья наполняется в течении учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты: ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
• «Парикмахерская» - фартуки для мастера и посетителя; набор принадлежностей для создания причёсок и стрижек; различные заколки, ободки, резиночки и т. д.
• «Больница» - халаты и колпаки для врача, набор принадлежностей для игры в больницу, различные предметы заместители (коробочки из под лекарств).
• «Стройка» - топор, пила, молоток, строительные наборы для изготовление мебели, домов, дорожек и пр., крупные модули для строительства машин, домов и пр., конструкторы «Лего», «Строитель», кубики (разного размера).
В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.