Папки-передвижки

Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы

Кристина Шубина
Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы

Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребенка с присущей ей неповторимостью и своеобразием развития. Ведущая идея современного дошкольного воспитания находит свое выражение в поиске форм, средств, технологий создания условий для полноценного проживания дошкольного детства каждым ребенком, для наиболее полного и глубокого раскрытия его возрастных и индивидуальных возможностей.

Публикация «Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы» размещена в разделах

Мы рассматриваем пред математическую подготовку к школе не узко, как формирование у детей специальных умений математической деятельности, а как важную составляющую общей личностной готовности ребенка к школе.

Понятие личностной готовности детей к школе включает в себя интеллектуальную, эмоционально-волевую, нравственную, мотивационную готовность. Одним из наиболее важных показателей личностной готовности к школе со-временная педагогика считает самостоятельность, понимаемую как интегративное качество личности, базирующееся на единстве ума, чувств, воли. Она проявляется в относительной независимости, инициативности, ответственности. В детской психологии самостоятельность рассматривается в качестве одной из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей. Мы считаем необходимым развивать у дошкольников все эти качества в процессе их подготовки к школе.

В программе детского сада и раньше большое внимание уделялось развитию у детей математических представлений. Учитывая повышенную сложность образовательных программ школы, была скорректирована система пред математической подготовки, ее традиционное содержание дополнено Программами «Веселая математика» Шубиной Кристины Вячеславовны.

Они были внедрены в педагогический процесс в средней и старшей группах как часть занятия по формированию элементарных математических представлений, в подготовительной группе - как самостоятельное занятие по логике. Работа с детьми велась в игровой форме.

Дети средней группы с удовольствием играют с муравьем и гусеницей, отгадывают и сочиняют загадки. Воспитанники старших групп действуют уже с воображаемыми персонажами. Решая логические загадки на «комбинирование», «перемещение», устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения, дети приобретают навык, который они переносят на игру в шахматы. Ведь путь фигуры из одного угла шахматного ноля в другой включает разное число ходов, в зависимости от того, какая фигура ходит.

Навыки и знания детей были перенесены в факультативный курс обучения детей игре в шахматы «Белый слоник». Шахматы, как игра, как наиболее свойственный дошкольникам мир, доставляют им много удовольствия, радости творчества; это такая игра, которая обеспечивает развитие всех психических процессов и умственных способностей и хорошо воспринимается всеми детьми - как с четким левополушарным, так и с правополушарным типом мышления. Игра в шахматы наиболее естественным путем решает и воспитательные задачи («Игра в шахматы - не только состязание умов, но и соревнование характеров», - считает Б. Г. Ананьев, в том числе и задачу воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой отмечается у очень многих детей.

Реализация систематического курса обучения игре в шахматы, освоение детьми математического и шахматного содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами образовательной деятельности, что вполне отвечает задачам интегрированного подхода к процессу воспитания и обучения. Так, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дети сочиняют сказки и необыкновенные истории, происходящими с цифрами и шахматными фигурами; в рисунках, лепке и аппликациях отражают волшебные превращения шахматных фигур. Дети знают мифы, легенды, рассказывают о знаменитых шахматистах и шахматных турнирах, разучивают стихотворения, пословицы, поговорки, отгадывают загадки на шахматную тематику :

- На каком поле ничего не растет? (На шахматном.)

- В каких клетках не держат зверей? шахматных.)

- Без кого королевства не бывает? (Без короля.)

- Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит.

Хоботом не водит. Кто это? (Слон.)

- Они в порядок все приводят.

Согласно им фигуры ходят. (Шахматные правила.)

На физкультурных занятиях проводятся увлекательные подвижные игры в «живые шахматы» на напольной шахматной доске.

Усвоение сложного математического и шахматного материала обеспечивается тем, что все обучение строится на яркой эмоциональной основе. Каждое факультативное занятие пронизано элементами театральной педагогики, насыщено игровыми приемами, близкими опыту ребенка. На факультативе знания ребенку не даются в готовом виде: он учится слушать, думать, искать решение.

В ходе работы накоплен богатый дидактический материал и опыт работы с детьми по обучению игре в шахматы :

- система подвижных игр с использованием шахматной терминологии;

- задания поискового и проблемного характера;

- загадки на смекалку;

- стихи, загадки на шахматную тематику;

- головоломки, ребусы и др.

Приобретен опыт проведения непосредственно образовательной деятельности в интегрированной форме:

- «Поле чудес»;

- «КВН»;

- викторины «Путешествие в страну шахматных чудес»;

- конкурсы «Отгадай загадки Короля»;

- шахматные и математические турниры;

- спортивные праздники «Волшебная доска» и др.

В непосредственно образовательной деятельности используются различные формы организации детей : индивидуальная работа, работа парами и тройками сменного состава, звеньями, командами.

Освоение детьми факультативного курса обучения игре в шахматы обеспечивает оптимальное для дошкольников интеллектуальное развитие, способствует усвоению логико-математических отношений, формированию пространственных представлений, развивает фантазию, стимулирует творческие проявления. Игровая форма факультативных занятий соответствует ведущему для этого возраста виду деятельности детей, эмоционально близка им, вызывает интерес, способствует развитию важнейшего личностного образования - самостоятельности.

Все это дает основание рассматривать систематический курс обучения дошкольников игре в шахматы как важный элемент пред математической и общей личностной подготовки детей к школе, дополняющий реализуемую в ДОУ образовательную программу.

Публикации по теме:

Предматематическая подготовка в детском саду (подготовительная группа) «Предматематическая подготовка в детском саду» Организованная образовательная деятельность «Осеннее приключение" Цель: Формирование элементарных.

Проект «Подготовка детей к школе» Актуальность проекта: Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают.

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению в школе» Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка.

Консультация для родителей на тему «Подготовка детей к школе» Консультация для родителей на тему: «Подготовка детей к школе». Успешная подготовка детей к школе предполагает усвоение всей программы.

Подготовка детей к школе по формированию элементарных математических представлений На основе системы увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками,.

Подготовка детей к школе. Поступление в первый класс Поступление в первый класс – это чрезвычайно серьезный момент в жизни подрастающего малыша. Родители непрерывно тревожатся о том, когда.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. - Добрый.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Видео — занятие «Подготовка детей к школе»Видео — занятие «Подготовка детей к школе» Вот уже 15 лет, в рамках кружковой работы, провожу занятия со старшими дошкольниками по психологической подготовке к школе. Считаю, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы
Опубликовано: 29 марта 2017 в 10:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Шубина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД