длроплр
Конспект занятия по художественной литературе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
Сценарий
Непосредственного образовательной
Деятельности в старшей группе по
Образовательной области
«Художественная литература» на
Тему: путешествие по русской народной сказке
«Гуси-лебеди»
Провела :воспитатель ІІ КК
Киченкова С. С
Борисоглебск, 2013 г.
Программное содержание:
Учить детей понимать образное содержание сказки и воспроизводить последовательность сюжета.
Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе „Путешествие по русской народной сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных.
Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать художественно-творческие способности.
Воспитывать бережное отношение к книге, желание изготавливать книжки-малышки для детей младшего возраста.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, корзинка с муляжами яблок, коробка с заготовками для рисования, мольберт, карандаши.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель одет в костюм сказочницы :- Здравствуйте ребята! Я Василиса-сказочница. Пришла к вам из сказки. А вы любите сказки? Я приглашаю вас в страну сказок. Но для начало вам нужно отгадать мои загадки.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
2. Красное и сладкое с дерева достану я.
3. Из трубы летят колечки- это дым из нашей…
4. Течет- течет- не вытечет, бежит- бежит- не выбежит…
5. В темном лесу есть избушка,
А в избушке той старушка.
В ступе летает, помелом следы заметает.
Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки эти герои?
Ребята, а почему эта сказка называется русской народной?
Воспитатель: Правильно эту сказку придумал русский народ. Какие еще русские народные сказки вы знаете?
Упражнение «Слушаем внимательно».
Воспитатель: ребята,хорошо ли вы знаете сказку «Гуси- лебеди». (Да) А я это проверю и мы поиграем. Игра называется «Слушаем внимательно». Я буду говорить фразы из сказки, если правильно, то будите отвечать хором «Да, да, да», если есть ошибка, то скажите хором «Нет, нет, нет».
- Уехали отец с матерью в город, а Машу с Ванечкой оставили дома. (Да, да, да).
- Оставил Ваня Машеньку дома, а сам с друзьями убежал гулять. (Нет, нет, нет). А как будет правильно?
- Налетели гуси- лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). А как будет правильно?
- Печка Маше помогла, пирожками накормила. (Да, да, да)
- Яблонька Маше помогла- яблоками ее закидала. (Нет, нет, нет)
-Маша речке помогла- киселя наелась. (Да, да, да)
-Маша ежику помогла в дремучий лес к избушке на курьих ножках привела. (Нет, нет, нет)
-Видит, Маша, Ваня на лавочке сидит и играет с наливными яблочками. (Да, да, да)
-Маше с Ванюшкой помогали прятаться от гусей- лебедей яблонька, речка, ежик и Баба- Яга. (Нет, нет, нет)
-Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо- на все вопросы ответили правильно.
Упражнение «Назови ласково»
(Образование имен прилагательных от имен существительных).
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей сказке.
По сказке весело шагаем.
Ножки дружно поднимаем.
Дети походным маршем идут за Василисой (подходят к мольберту, на котором закреплена иллюстрация «Печка»).
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке?
Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети: Здравствуй, печенька!
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?
Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?
Дети: пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги- большие. Если пирог с малиной, его называют малиновым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой и рыбой?
Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог и рыбный пирог.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, с кем дальше повстречалась Машенька?
Дети: С яблоней.
Упражнение «Расскажи про яблоко» (Подбор синонимов).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.
Дети: Здравствуй, яблонька!
Воспитатель: Дети, посмотрите, яблонька подарила нам корзинку яблок. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие и спелые.
Воспитатель: А одно яблоко вы как назовете?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньки?
Дети: Речка.
Дыхательная гимнастика «Переплываем мы речку».
Воспитатель: Речка глубокая, а нам надо перебраться на другой бережок.
Давайте представим, что мы плаваем по нашей сказочной речке (руки согнутые в локтях поднять к груди делая глубокий вдох, разводя руки в стороны делаем глубокий протяжный выдох). 5 раз. (Василиса с детьми подходит к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки, из сказки).
Упражнение «Почему так говорят».
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь ласково с речкой.
Дети: Здравствуй, реченька! (при необходимости индивидуально проговаривают слова).
Воспитатель: Ребята, эта речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, понимаете сказочное выражение «молочная река- кисельные берега?»
Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья пошелестим листочками, покачаем веточками (дыхание произвольное).
Вот поляна, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Деревья выстроились в круг.
Деревья кронами шумят (руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят
Вниз верхушки пригибают
И качают, их качают (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны, в сторону).
Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес, но посмотрите что это. (Василиса подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы- Яги из сказки).
Упражнение «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята посмотрите кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба- Яга в сказке добрая? (ответы детей)
Воспитатель: Она молодая? (ответы детей)
Воспитатель: Она красивая? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу- Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу- Ягу ласково? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, она стала доброй и ласковой после ваших слов. А что это такое? Да это подарок от Бабы- Яги (открывает коробку, рассматриваем заготовки, (рисунки, сказки). Дети рассматривают и дорисовывают недостающие фрагменты иллюстраций.
Коллективное рисование «Гуси- лебеди».
Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы. На этом наше путешествие подошло к концу. До свидания!