Алёна Макейкина
Праздник экологии «Наша Земля — в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Плывет кораблик—листик по волнам,
Где, что, когда произошло расскажем вам.
А вы задумайтесь, друзья,
Как нужно поступать с природой,
Как—нельзя.
Цель:
Формирование у детей экологической культуры.
Задачи:
1. Воспитывать гуманную, творческую, социально активную личности, бережно относящуюся к богатствам природы, и общества.
2. Способствовать формированию у детей убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и на всей планете.
Ход праздника:
Учитель:
Публикация «Праздник экологии „Наша Земля — в наших руках“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
Добрый день дорогие друзья, уважаемые родители, гости. Мне приятно увидеть всех вместе. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.
Песня "Улыбка".(сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это царство животных и царство растений.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь. (С. Смирнов)
Учитель:
Сегодня мы совершим путешествие в храм природы. А как вы понимаете, что такое природа?
Ответы учащихся.
Учитель:
Что значит природа в жизни человека?
Ответы учащихся.
Учитель
- Как зовут людей, проживающих в сельской местности? (сельчане)
городской (горожане)
на нашей планете Земля (земляне)
- Что такое дом?
Ответы учащихся.
" Земля - самая красивая планета",- такой вывод сделали космонавты, летая в космос.
Ученик:
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Учитель:
Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. У каждого человека есть своя родина - большая и маленькая, человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без песни.
Ученик:
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя,
Может ими и манит
Человека земля?
Ученик:
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или кленом, который
Всем лесам голова.
Ученик:
Иль плясуньей - калиной,
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
Ученик:
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю - всем!
Ученик:
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Ученик:
Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
Ученик:
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами -
Чуть о них не забыл!
Ученик:
Манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека Земля!
Учитель:
Наша небольшая планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь! Потому что природа для человека дорогого стоит!
Ответы учащихся.
Ученик:
На шарике нашем зеленом,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
Сценка "Ребенок и мотылек"
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотыле:.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Учитель:
Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.
(Муравей.)
Входит мальчик в костюме муравья.
Муравей:
Размышляет муравей
Под ветвистой елочкой:
Как бы справиться живей
С хвойною иголочкой?
Здесь ложбинка, там бугор,
Травки и встали, как забор,
Пронесу ли я иглу
По узлистому стволу? (М. Пожарова)
Учитель:
Как называется дом, в котором живут муравьи? (Муравейник.)
Если вы хотите узнать, какая погода будет, в ближайшее время понаблюдайте за жизнью в муравейнике.
Если ходы в муравейнике открыты и заметно бойкое движение - к хорошей погоде. Если муравьи прячутся в муравейник и закрывают ходы - к ненастью и дождю. Муравьи полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней, они охраняют наши леса.
Загадка.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Входит девочка в костюме бабочки.
Бабочка:
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим,
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Мы привлекательны, красивы,
Но просим помнить, что должны вы,
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравится лететь
К цветам, на речку, и на луг,
И, сделав там над ними круг,
Припав к цветку, нектар попить
Цветы мы можем сохранить:
У одного пыльцу возьмем
И на другой перенесем. (Н. Рыжова)
Учитель:
Вы когда-нибудь, задумывались, почему, бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?
Ученик:
У бабочек крылья покрыты множеством чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках людей. Даже при легком прикосновении чешуйки стираются. Крылья бабочек очень нежные, легко повреждаются.
Учитель:
Так стоит ли ловить бабочек?
Чем питаются бабочки? (Нектаром.)
Ученик:
Бабочки - живые барометры. Много бабочек над цветами - к хорошей погоде. Залетают в дом, в укрытие - к холодному ветру. Жизнь бабочек удивительна: из противной гусеницы вдруг родится прекрасная бабочка! Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут. Каких только бабочек нет!
Загадка.
Что за маленькая крошка
У Егорки на ладошке?
Красный плащ, семь черных точек
Улетать совсем не хочет.
(Божья коровка.)
Входит девочка в костюме божьей коровки.
Божья коровка:
У Егорки на ладошке
Отдохну еще немножко,
Отдохну совсем чуток -
Перепрыгну на листок!
Вся наша жизнь так интересна
И людям часто неизвестно,
Ведь вы живете в городах,
А мы - в лесах, полях, садах.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим! (Н. Рыжова)
Учитель:
Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название?
Ученик:
В старые времена "божьими" называли человека безобидного, добродушного, беззащитного. Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое "молочко". Поэтому и называют коровкой. Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают - к ясной теплой погоде.
Учитель:
У нас в гостях жители наших лесов. Послушайте внимательно о их приключениях в лесу.
Ё ж:
Мне сейчас совсем худо. Вздумал со мной охотничий пёс шалить. Свернулся я в клубок, чтобы защититься. Он же так толкнул меня лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо на горячие угли, которые какоё-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжёг. Так больно, что плакать хочется…
Сорока:
А в меня стреляли из рогатки. Крыло болит, но хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. Его этот рогаточник убил наповал. А за что? Ведь дятлы столько пользы приносят лесу. Они и деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают.
Медведь:
Шёл я к воде напиться и наступил на что-то ужасное. Оно вонзилось мне в лапу. Столько крови потерял! Шага ступить не мог. Спасибо цапле, она промыла мне лапу и клювом вытащила острый осколок от бутылки. Нога до сих пор болит, еле хожу. Как это могло произойти?
Ответы учащихся.
Учитель:
Давайте подумаем вместе: будет ли природа хуже, если собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или просто сорвем цветок? Или поймаем одну единственную бабочку?
Ученик:
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ. Что же станет с природой?Природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Ё ж:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Медведь:
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Сорока:
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.
Вместе.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом шёл весёлый дождь.
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все—и я и ты,
Если мы сорвём цветы—
Опустеют все поляны,
И не станет красоты.
Ученик:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
Учитель:
А теперь давайте поиграем. Я покажу вам растения, вы их называйте и отмечайте лекарственные свойства.
Это… подорожник: если порезали или натёрли ногу, его лист разомните и приложите к ране.
Это… одуванчик: при укусах насекомых помогает млечный сок растения: если место укуса им протереть, то боль и опухоль проходят.
Это… пижма: от комаров в лесу помогает: надо потереть руки и лицо, запах цветков отпугивает их.
Учитель:
А теперь узнайте лекарственное растение по описанию.
Ученик:
Едва только сходит снег, по берегам ручьёв, рек, вдоль дорог распускаются мелкие, золотисто-жёлтые, душистые цветки. Это растение имеет интересное название, потому что нижняя поверхность листьев, если приложить к телу, ласково согревает, как мать, а верхняя сторона—блестящая и холодная. Из листьев этой целебной травы люди готовят лекарство от кашля. (мать-и-мачеха)
Ученик:
Попробуйте угадать, что это за растение. Маленький, изящно одетый в белоснежное платьице цветочек, укрывающийся под широким зонтиком своих зелёных листьев, растёт в тенистых лесах и между кустарниками. Сейчас из этого растения изготавливают лечебные капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Было время, когда оно встречалось по всюду, а теперь нуждается в защите.
Учитель:
Но много трав уже занесено в Красную книгу.
Ученик:
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ученик:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
Рассказ библиотекаря о Красной книге.
Библиатекарь
Писатель Николай Сладков отмечал: "„. Красный цвет книги запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Ученые разрабатывают охранные меры, а остальные должны знать о6 этом, чтобы не навре-дить живому".
В Красной книге Республики Беларусь имеются страницы разных цветов.
На черных страницах - списки и рисунки тex растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. В них внесены и белая куропатка, и филин, и бабочка аполлон; из растений—это хвощ большой, фиалка высокая, венерин башмачок и др.
На красных страницах книги виды, численность которых еще относительно высока, но быстро сокращается, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения. Это животные—обыкновенная пустельга, серый журавль, болотная сова, камышовая жаба, болотная черепаха, шмель обыкновенный; растения—кувшинка белая, купальница европейская, дождевик гигантский и т. д.
На желтых страницах Красной книги редкие животные и растения, которым еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком малом количестве, или па таких небольших территориях, что могут исчезнуть. К НИМ относятся большая белая цапля, черный аист, зеленый дятел, широкопалый рак, барсук, европейская рысь и другие.
Есть в книге синие страницы, включающие виды, изученные недостаточно. Численность и состояние их вызывают тревогу. Это например рыжая цапля, оляпка.
И наконец, зеленые страницы. Самые обнадеживающие! На них—те животные и расте-ния, которых удалось сохранить, спасти от вымирания. К таким животным относятся беловежский зубр и лебедь-шипун.
Главная наша забота, чтобы ни одно живое существо больше не попало на черные страницы. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас.
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик:
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Все ребята исполняют песню. Гладкова из кф «Новогодние приключения Маши и Вити»
Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки.
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Припев.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами, давай, дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни ты всегда—
Их не так уж много.
Ученик:
Тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себе мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Литература:
1. Журнал "ПедСовет"№ 2 - 1996 г. ,А. О. "Принт - экспресс" Москва
2. Журнал "Педагогическое творчество"№32 - 1999 г. ,А. О. "Принт - экспресс"
Москва