Татьяна Щербинина
Праздник родного языка (тематическое мероприятие в ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу представить тематическое мероприятие, которое было организовано и проведено с участием родителей у нас в подготовительной группе.
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении праздника, в ходе которого воспитанники знакомятся с красотой и величием русского языка и культуры.
Публикация «Праздник родного языка (тематическое мероприятие в ДОУ)» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2017
Цель и задачи: Создать условия для познавательно-речевого развития детей; формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; воспитывать патриотизм, толерантность; способствовать развитию нравственных качеств характера; развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; раскрывать таланты воспитанников.
Педагог: Сегодня, ребята, особенный праздник : Международный день родного языка. Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.
Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?
Дети: На русском.
Педагог: А какое первое слово произносит ребенок?
Дети: Мама.
Педагог: По-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман". Мы споем песню о самом дорогом и любимом человеке - маме.
(Дети исполняют "Песню о маме", сл. М. С. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе)
Педагог: Родной язык. Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Как разговаривали люди, жившие столетия назад? Мы спросим об этом ученого - магистра лингвистических наук.
Магистр (родитель) : Довожу до вашего сведения, что слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита!
Дети называют буквы и показывают на стенде, расположенном в зале.
Магистр: Позвольте предложить вам чудесную игру "Живые буквы".
(Дети берут у Магистра таблички с буквами и встают так, чтобы собрать слова "мама", "мир", "родина").
Под музыку появляется госпожа Пословица (учитель - логопед).
Госпожа Пословица: Здравствуйте, ребятушки! Я - госпожа Пословица! К вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла! А вы меня слушайте внимательно!
Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Магистр: Позвольте, госпожа Пословица! Мы с детьми ведем беседу об "алфавите"!
Госпожа Пословица: Да, тогда я об азбуке детям расскажу. Слово "азбука" появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква "Б" - "буки" - из них и получилось русское слово "азбука".
Магистр: Уважаемая! А слово "алфавит".
Педагог: Друзья, не спорьте, слово "алфавит" и "азбука" обозначают одно и тоже!
Госпожа Пословица: Как приятно! Доброе слово сказать - что дождь в засуху!
Педагог: А наши дети о добрых словах тоже знают пословицы.
Дети называют известные им пословицы о добром слове:
- Доброе слово железные ворота откроет!
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Доброе слово сказать - посошок в руки дать.
- Доброе слово уймет злое.
Госпожа Пословица: Оно и правда! Пословица - это, дети, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы: пословица ведь не мимо молвится!
Поводим русский народный хоровод!
(Водят хоровод "Березка", муз. Потапенко)
Магистр: Хороши наши русские народные хороводы! А давайте мои задания выполним. Похлопайте по количеству слогов в словах: "дети", "родина", "мама", "русские", "алфавит", "азбука".
(Дети выполняют задание).
Магистр: А теперь задание для самых сообразительных. Решите мои ребусы:
( Предлагает детям карточки с изображением первой буквы и картинки: Ш - утка,
К - рот, Г - роза; с изображением картинки и последней буквы: рыба - К, стол - Б).
(Дети выполняют задание).
Педагог: Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете?
Послушайте: Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)
На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Педагог: Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык!
Педагог: Могуч и прекрасен наш родной русский язык! Существует много разных достойных высказываний о русском языке, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.
(Показ презентации о русском языке).
"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)
"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык". (Максим Горький)
"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык".
(Алексей Николаевич Толстой)
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!".
(Иван Сергеевич Тургенев)
С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.
Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Педагог: Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.
(Читают дети)
1. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
2. В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -
3. Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Магистр: Я вас поздравляю с праздником родного языка!
Госпожа Пословица: Ну что же, ребятишки,
Дарю вам всем по книжке.
В одной книжке - сказки,
В другой - вопросы и подсказки.
Третья - про звезды и небеса,
Четвертая - про другие чудеса.
А в этой, самой большой,
Ответ на вопрос найдешь ты любой.
Давайте почитаем и обо всем узнаем!
(Раздает детям книги в подарок, которые помогли приобрести родители).
Спасибо всем, кто был на моей страничке! Удачи во всех делах!