Элеонора Четырёва
Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА
(открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка)
Цель: Обобщить знания детей об истории калмыцкого танца, его разновидностях, элементах калмыцких костюмов. Вызывать интерес к калмыцкому искусству и калмыцким танцам, в частности. Воспитывать любовь, чувство гордости за причастность к калмыцкой культуре.
Публикация «Конспект НОД „Волшебный мир калмыцкого танца“ к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Калмыкия
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
(звучит симфоническая картинка «Степь» П. Чонкушова, дети заходят в зал в калмыцких костюмах, занимают предложенные места)
Ребята, прислушайтесь… Вам знакомы чарующие звуки этой мелодии? Да, это музыка калмыцкого композитора Петра Чонкушова «Степь». И звучит она сегодня неслучайно. Ведь зима скоро закончится, и в нашу степь придёт весна, всё вокруг оживёт и будет радовать нас своим разноцветьем, ароматом и свежестью. Давайте же представим себя частичкой природы: расцветающим тюльпаном (далее предложения детей – парящим в небе орлом, грациозным журавлём, сусликом, седым ковылём, горькой полынью и др) Итак, пускай музыка оживит вас.
Вы изобразите, как быстро мчится вдаль сайгак,
Суслик выскочил из норки, встал, как столбик, и стоит,
Как тюльпаны расцветают, гордо как орёл парит…
(Под аудиозапись «Бамб цецг» дети исполняют пластический этюд «Весна в степи»)
Спасибо, друзья, вы только что совершили чудо – оживили музыку. И сделали вы это неслучайно, ведь сегодняшнюю встречу мы посвятим с вами одному из древнейших видов искусства – танцу.
(Детям предлагается рассмотреть фотографии из журнала Государственного калмыцкого ансамбля песни и танца «Тюльпан»)
Вы, наверное, уже догадались, о каких именно танцах будем мы сегодня говорить? (о калмыцких) А почему вы так решили? (по костюмам, характерным позам)
Мне очень приятно с вами работать, вы очень внимательные, наблюдательные, но для того, чтобы считать себя воспитанным, культурным человеком, нужно знать историю, культуру своего народа. Именно такие люди нужны сейчас нашей стране и республике. Пока ещё неизвестно, кем вы будете, когда вырастите, но вам придётся в жизни попадать в разные ситуации, где вы должны будете применить свои знания, умения. Я уверена, что вы справитесь с любыми трудностями.
Сейчас я хочу предложить вам немного пофантазировать, представить, что вы… Впрочем, в какую ситуацию вы попадёте, - будет зависеть от того, какой номер на альчике вам достанется. Я хочу пожелать вам удачи. Думаю, что вы достойно справитесь с любым заданием.
(далее под музыку предлагается разминка «АМРЦХАЯ» - «ОТДОЖНЁМ»)
Ситуации:
1. Представь, что ты – финалист «Поля чудес». В супер-игре следующее задание. Как называется стихотворная прибаутка, которую говорят во время калмыцкого танца, подбадривая танцующего? (шаваш) Откуда появилось выражение «бросать шаваш»?
2. Ты – богатый бизнесмен, живёшь с семьёй за границей, долго не был на родине в Калмыкии. Однажды, прилетев с семьёй на родную землю, среди встречающих ты увидел людей в национальных калмыцких костюмах. особое внимание привлекли необычные женские костюмы. Попробуй описать и назвать элементы женских костюмов, используя картинки (название, назначение)
3. В игре «Умники и умницы» вам достался вопрос - Перед вами три калмыцких национальных костюма – мужской. Женский и девичий. Найдите их сходство и различия.
4. Однажды дочка попросила тебя показать несколько движений калмыцкого танца «Шарка Барка». Сможешь научить её? Только не забудь про осанку, положение рук и ног, характерный шаг и пр.
5. Попробуй научить своих друзей движениям «хавчур», «холькур», «мульджур» (по желанию, подробно описывая последовательность движений.
6. На игре «Кто хочет стать миллионером вам достался вопрос - чем отличаются древние ойратские танцы от современных калмыцких?
7. В клубе «Что? Где? Когда?» решающий вопрос от телезрителя из Калмыкии : Какие бывают разновидности калмыцких танцев.
8. На свадьбе, которую играют по древним калмыцким обычаям, вам необходимо пригласить на танец уважаемую пожилую женщину. Как вы сделаете это? Какие ещё способы приглашений вы знаете?
9. Тебе посчастливилось прилететь на другую планету и встретиться с инопланетянами. Конечно же. Вы не можете понять друг другу и вот тут приходит на помощь язык жестов. Попробуй рассказать своему новому знакомому о зайце. Его характере и повадках. (звучит музыка «Туула би», ребёнок исполняет танец-импровизацию)
Вот вы и справились с предложенными заданиями. В мешочке осталось ещё несколько альчиков. Их мы достанем в следующий раз. А сейчас нас зовут звуки зажигательной танцевальной мелодии. Вы узнали её? («Чичирдык») Разве можно усидеть на месте?
ДЕТИ ТАНЦУЮТ «ЧИЧИРДЫК»
Дорогие мои друзья. Мне очень хотелось бы, чтобы вы никогда не забывали то, о чём мы сегодня говорили и что делали. И тогда вас всегда будут ценить и уважать, ведь народный танец всегда бывает к месту: на званом вечере или свадьбе. На вечере встреч выпускников, на любом празднике или дне рождения Танцуйте. Доставляйте радость себе и радуйте окружающих.
А ещё я от души желаю вам, чтобы вы всегда были такими же дружными, не бросали друг друга в беде и не унывали.
ПЕСНЯ «ХАМДАН» («ВМЕСТЕ»)
ИГРА «ХОНГХ» (с применением характерных элементов из разных калмыцких танцев)
Музыкальный руководитель Четырёва Элеонора Шалвировна, МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг» с. Цаган Аман, Юстинский район Республики Калмыкия.