Людмила Пушкарёва
Удмуртский праздник по мотивам народных сказок в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия народов населяющих Удмуртию, обогатить музыкальный опыт детей, доставить детям радость и эмоциональные переживания.
Задачи:
Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Активизировать представления детей о народных костюмах и их разнообразии
Развивать воображение, творческие и актерские способности.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, вызвать эмоциональный отклик.
Публикация «Удмуртский праздник по мотивам народных сказок в средней группе» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
В центре зала стоит сундучок. В зал входят дети под удмуртские народные наигрыши, присаживаются на стульчики.
Вед: Зечбуресь, пиналъес,
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой нарядный зал нас встречает, а все потому что мы пришли на праздник, который посвящен нашей Удмуртской Республике. Здесь и домотканые половики, и скатерти – джек кышет, и вышитые полотенца – чушкон. А это что? (обращает внимание детей на сундучок). Точно, сундук. Да какой нарядный. Интересно, чей же это сундучок? что в нем лежит? Не пора ли нам его открыть?
(берется за крышку, пытается его открыть, но ничего не получается)
Вед: Ничего не получается, сундучок не открывается.
Может для начала надо взять и стихи про Родину красиво прочитать?
(дети читают стихи про Родину, родной край)
Вед: (снова подходит к сундуку, пытается его открыть, но тот не открывается)
Что же получается? Сундучок опять не открывается! Что же делать?
А сундучок мы отопрем, если песенку споем.
Дети исполняют песню
Вед: Вот и песенки конец! (подходит к сундуку) Сундучок нам наконец, свою крышку…. Приподнял (приподнимает крышку) Что же сундучок скрывал? (заглядывает) Да здесь сюрпризы для ребят.
(Слышен плачь)
Вед: Ребята, вы слышите, кто-то плачет… Может здесь, а может там? (ходит по залу). Подскажите, дети нам.
В зал входит Алёнушка
Алёнушк. : Здравствуйте, люди добрые. Это я, Алёнушка,
Вед: Хватит плакать, да реветь! Что с тобою? Нам ответь.
Аленушка: Я – живу в русской народной сказке, «Ы-ы-ы». А платок свой нарядный да богатый потеряла, как мне теперь в сказку свою возвращаться? Ы-ы!
Вед: Не волнуйся, Аленушка, есть у нас платочки, всем хватит, наши ребята тебя сейчас развеселят, да потанцуют с разноцветными платочками.
Дети танцуют с платочками
Алёнушка, : Спасибо за танец, весело танцевали; только не мои это платочки «Ы-ы!».
Вед: Алёнушка, подожди реветь! Лучше точно нам ответь! У платка –то цвет какой? Красный, желтый…. голубой,.? Может быть он пестрый?
Алё нушка: Да, пестрый, расписной, нарядный. Ы-ы!
Вед: стой-ка, в нашем зале стоит чудо сундучок… может в нем лежит твой платок? Посмотрим…
Вед. Достает КАЛФАК (татарский головной убор) Твое?
Алё нушка: (внимательно осматривает, пытается надеть на руку, потом повязать на шею) Нет, я вообще не знаю, что это такое. .(топает ногой и продолжает громко реветь)
Звучит татарская народная мелодии, входит АЛИЯ, она громко вздыхает и плачет.
Вед: Да что же это такое, кто к нам в гости не придет, все плачут и вздыхают ребята, хотите узнать, кто это и почему она плачет? Здравствуйте, уважаемая гостья, вы кто? И почему вы так горько вздыхаете?
Алия: Исамысес! Здравствуйте! (грустно вздыхает) меня зовут Алия, я живу в татарской народной сказке. Как же мне не грустить? Потеряла я свой Калфак, и где его искать даже не знаю. А без него мне никак не вернуться в мою сказку (горестно вздыхает)
Вед: Мы очень рады тебя видеть Алия - гостья из татарской сказки, но не плачь. У нас очень добрые и дружные ребята, они тебе обязательно помогут, правда, дети?
Алия: Правда? И вы найдете мой Калфак?
Вед: Конечно, только мы не знаем что это такое, правда ребята? Объясни нам.
Алия: Калфак, это моя шапочка, она очень красивая и нарядная,
Вед: Ребята, Аленушка, вы не видели этот потерявшийся Калфак? Посмотрите под стульчиками, не завалялся случайно? Что же делать? А, ребята, помните мы из сундучка доставали что- то необычное интересное, может это и есть тот самый Калфак? (предлагает его Алие). Алия, смотри, не это ли твоя шапочка?
Алия: (хлопает в ладоши) Да, конечно (надевает его на голову) Зуррахмат, спасибо, вам, это и есть мой Калфак (танцует под татарскую мелодию). Теперь я могу вернуться в свою сказку.
Вед: Алия, какая ты в нем красавица. Расскажи нам о своем наряде.
Алия: Это татарский костюм. А состоит он из длинной рубахи – КУЛКЭМ. (повторяет вместе с детьми) украшается рубаха по низу оборками. А поверх него надевается КАМЗОЛ. Разнообразны и головные уборы у татар: платок, калфак, тюбетейка.
Вед: Алия, наши дети знают игру с тюбетейкой
Игра «Тюбетей» по типу р. н. игры «Гори, гори, ясно»
Алия: Спасибо вам дети Зуррахмат, вы и шапочку мою нашли, и поиграли весело, не забуду я про вас.
(слышен звон колокольчика)
Алия: Слышите, колокольчик звенит, мне пора в дорогу, в мою татарскую сказку. До свидания.
Пританцовывая под музыку, уходит
Алёнушка, : Ы-Ы-ы, вот Алие – то вы нашли ее Калфак, а мой красивый платок не нашли, ы-ы. Она в свою сказку ушла, а я нет. Ы-ы-ы.
Вед: Не волнуйся, Аленушка, у нас в сундучке еще много разных подарков есть, сейчас посмотрим, может и твой платок там (заглядывает в сундук достает монисто). Ух ты, какая красота, (показывает детям) может это возьмешь?
(обращается к Аленушке)
Ал: Нет, не моя это вещь (крутит монисто, не зная, как ее надеть) Я вообще не знаю что это, ы-ы-ы!
Вед: Ну, хватит плакать, мы сейчас с ребятами разберемся, правда? Ребята, посмотрите, как по-вашему, что это? (монисто, правильно, интересно, а кто ее потерял?
Звучит удмуртская мелодия, входит Аннок, останавливается, вздыхает, протирает глаза краем фартука.
Вед: Вебята, посмотрите, к нам еще гостья пришла, и снова невеселая, наверное и она что-то потеряла, хотите узнать что с ней случилось? Здравствуйте, уважаемая гостья, скажите, кто вы катая? И почему грустная?
Ан: Зечбуресь зеч адямиос, Здравствуйте, люди добрые. Меня зовут Аннок, я живу в удмуртской сказке (вздыхает) но я не могу туда вернуться, потому что потеряла свое монисто – уксё тирлык (вздыхает).
Вед: Чырткем Аннок. Здравствуй, Аннок Ребята, мы можем помочь героине удмуртских сказок. Не волнуйся, Аннок, нашли мы твое украшение, на – держи.
Аннок надевает монисто, кружится, танцует, приглашает на танец ведущую.
Анок: Тау, нылпиос, спасибо вам, ребята.
Вед: Теперь с монисто, ты стала очень красивая.
Анок: У меня правда красивый наряд? А вы знаете, как он называется? (дети повторяют слова дэрем, айшет, кышет, уксё тирлык).
Вед: Аннок, наши дети знают не только как называются предметы твоего наряда, но песню удмуртскую, про твой красивый костюм.
Дети исполняют песню
Аннок: Спасибо вам, ребята, порадовали меня. За это я хочу поиграть с вами в веселую удмуртскую игру.
Игра «Ки улти потаса шудон»
Аннок: Зечокъес нылпиос, молодцы дети. Я всем героям удмуртских сказок расскажу, какие замечательные, добрые и веселые дети живут в детском саду «Колокольчик». Примите от меня подарок. С пылу с жару из печи – удмуртские перепечи. (проходит по залу с перепечами, передает их воспитателю)
Вед: Уважаемая Аннок, спасибо за угощение, а мы тебе подарим песню про перепечи.
Песня «Перепеч»
(слышен звон колокольчика)
Аннок: Слышите, колокольчик звенит, мне пора в дорогу, в мою Удмуртскую сказку. До свидания. Зеч луэ.
Пританцовывая под удм. н. м. уходит.
Ал: Ы-Ы-ы, вот и Аннок вы помогли, нашли ее Монисто, а мой красивый платок не нашли, ы-ы. Она в свою сказку ушла, а я нет. Ы-ы-ы.
Вед: Не волнуйся, Аленушка, у нас в сундучке еще много разных подарков есть, сейчас посмотрим, может и твой платок там (заглядывает в сундук достает платок). Ух ты, какая красота, (показывает детям) может это твой платок?
(обращается к Аленушке)
Алёнушка, : Ну, конечно, вот он мой красивый, расписной, нарядный платок.
(накидывает его на спину, танцует под р. н. м. «Ах, вы сени»).
Вед: Алёнушка, какая у тебя веселая мелодия. Наши ребята тоже её знают и любят весело в ложки играть!
Оркестр ложкарей «Ах, вы сени».
Алё нушка: Ой, как весело ваши ложки играли, спасибо. А не хотите ли поиграть со мной и моим красивым платком?
Вед: Конечно, хотим!
Игра «Волшебный платок» Е. Лозневой
(слышен звон колокольчика)
Алё нушка: Слышите, колокольчик звенит, мне пора в дорогу, в мою русскую сказку. До свидания, вы очень отзывчивые и веселые дети, я вас буду помнить.
Пританцовывая под р. н. м. уходит.
Вед: Вот какой волшебный нас сундучок в зале встретил. А что же в нём лежало? Из каких народных сказок к нам гости приходили? Какой замечательный праздник у нас получился. Но нам пора к себе в группу. Будем угощаться ароматными и вкусными перепечами, которые нам подарила героиня удмуртских сказок Аннок.