Галина Стрельникова
Правовое воспитание в ДОУ. Формирование гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию в среднем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей, согласно правовых норм. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Публикация «Правовое воспитание в ДОУ, Формирование гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. Занятия по правовому воспитанию в средней группе проводятся два-три раза в год. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения : как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям. С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
В средней группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для наилучшего ухода и воспитания. Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок.
Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.
Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить.
Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.) Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок.
Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов.
Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр. Правовые понятия проще осваивать с опорой на наглядность.
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия.
Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.
«Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома.
«Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка.
«Как зовут моих маму и папу».
Игры на закрепление других прав
«Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность).
«Мой домашний адрес» (право на жилище).
Настольно-печатные игры
Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п.
Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.
«Прогулка» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно).
«Спасатели» (закрепление права на жизнь).
Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право.
Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность. Например, после беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».
В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).