Елена Дементьева
Конспект занятия «Право на труд и на отдых»
▼ Скачать
Выполнила: воспитатель Дементьева Е. В.
Возраст детей: 7- 11 лет
Продолжительность занятия : 30-35 минут
Цель: осознание детьми значения труда и отдыха для человека.
Задачи:
- формирование представлений о понятиях «рабочий день», «безработица», «заработная плата», «профессия», «разумный отдых»;
- продолжение изучения таких документов, как Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ;
Публикация «Конспект занятия „Право на труд и на отдых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- формирование правовой культуру и гражданской активности, чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование: тексты документов «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция РФ»; иллюстрации и картины с изображением людей разных профессий, разных видов трудовой деятельности и отдыха, карточки с пословицами о труде и лени, магнитная доска, магниты, тексты литературных произведений.
Ход занятия
I. Инструктаж по ТБ в кабинете. Вводная беседа.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш разговор о правах человека. А о каких правах человека вы уже узнали? ( ответы детей: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право выбора местожительства, свободу передвижения, защиту в суде, неприкосновенность жилища, право на защиту чести и достоинства, свободу убеждений, совести.)
II. Основная часть
Воспитатель:-
- Сегодня мы с вами поговорим о праве на труд и праве на отдых. Давайте ознакомимся с содержанием статья 23 Всеобщей декларации прав человека (читает воспитатель или хорошо читающий ребёнок) :
- Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
- Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
- Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
(Беседа по содержанию статьи. Разъяснение в доступной форме понятий «рабочий день», «безработица», «дискриминация», «заработная плата», «профессия», «разумный отдых»).
Воспитатель:
- Ребята, а все ли должны трудиться? Так ли важно трудиться? (Ответы детей).
(Да, труд не только главный источник материальных благ, по отношению к труду мы судим о человеке.)
- Правильно, трудолюбивые люди всегда пользовались уважением окружающих, а наш народ сочинил много пословиц и поговорок о труде, о работе. Предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание 1
- Какой-то человек рассыпал слова из пословицы, а собрать поленился. Кто из вас сможет восстановить пословицу?
(Кто в понедельник - бездельник, тот и во вторник не работник.)
- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)
- Какие еще пословицы о труде вы знаете? Давайте их соберём!
Задание 2.
Раскладываются карточки с текстами пословиц - на одних карточках- начало пословиц, на других- их. окончание. Детям предлагается собрать тексты пословиц и закрепить карточки на магнитной доске.
Пословицы:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время - потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто не работает, тот не ест.
Дело мастера боится.
После дела за советом не ходят.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпение и труд всё перетрут
(беседа по смыслу пословиц)
Воспитатель:
- Дети, а сколько есть литературных произведений, где прославляются трудолюбивые люди и порицаются ленивые! Какие сказки на такую тему вы знаете? («Золушка», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» и другие).
- Ребята, а как вы понимаете выражение «золотые руки»? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Ребята, послушайте стихотворение Зинаиды Александровой «Золотые руки»
Золотые руки у парнишки,
Что живет в квартире номер пять.
К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.
Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и пятнах от чернил
Глобус он вчера подклеил в школе,
Радио соседке починил.
Вам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро.
У него гремят в карманах слитки
Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом
Маленького мастера зовут.
Если электричество погасло,
Золотые руки тут как тут.
Мать руками этими гордится.
Хоть всего парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.
Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад.
«Золотые руки у парнишки!» —
Про него соседи говорят.
Воспитатель:
- Ребята, а для того чтобы в будущем честно трудиться, нужно получить образование и профессию. Обратите внимание на картины и иллюстрации. Люди каких профессий на них изображены? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Я предлагаю выполнить ещё одно задание.
Задание 3. Отгадывание загадок о профессиях
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)
Ночью, в полночь, на рассвете
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Пограничник.)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это
(Космонавт.)
Кто в дни болезней
Всех полезней?
И лечит вас
От всех болезней?
(Доктор.)
(Можно использовать на занятии выдержки из произведений Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть?»)
Воспитатель:
- Молодцы! А кем вы хотите быть. когда подрастёте? (Ответы детей)
-Ребята, а как вы понимаете пословицу «Сделал дело - гуляй смело»? (Ответы детей)
- Да, мы сегодня говорим и об отдыхе тоже.
(Знакомство с содержанием статьи 24 Всеобщей декларации прав человека).
Статья 24. Всеобщей декларации прав человека
- Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
-Ребята. Понятны ли вам слова «досуг», «отпуск»? (Разъяснение понятий).
- А что значит «разумный отдых» ?
(Отдыхать нужно с пользой для здоровья, развития, приводятся примеры такого отдыха- занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, походы, катание на лыжах, коньках и др.).
Воспитатель:
-А ещё, ребята, мы не должны забывать, что развлечения одних не должны нарушать права других людей (например, шумное времяпрепровождение, особенно в позднее время, может помешать отдыхать соседям и т. п.).
- Приведите примеры неправильного использования детьми своего свободного времени. (Ответы детей).
Воспитатель: Вот и в Конституции нашей страны в статье 37 говорится: «Труд свободен…Принудительный труд запрещён…. Каждый имеет право на отдых…» (Читается и обсуждается статья 37 Конституции РФ).
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Итак, о каких правах человека вы сегодня узнали? (Право на свободный труд, право на отдых, защиту от безработицы.)
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Почему говорят «Делу - время, потехе -час?»
-Вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)
- Какое настроение было у вас всё это время?
- Хочется ли вам рассказать об этом занятии своим близким?