Людмила Куцева
Правильное питание для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное питание для детей дошкольного возраста
Для детей раннего и дошкольного возраста большое значение в формировании здоровья, функциональных возможностей, развития когнитивных функций имеет здоровое питание.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивными процессами роста и развития, периодом совершенствования функций многих органов и систем, в т. ч. нервной системы, интенсивными процессами обмена веществ, развитием моторных навыков и функций. В дошкольный возрастной период дети уверенно с удовольствием обучаются, бегают, любят подвижные и ролевые игры. Дети впечатлительны, эмоциональны и любознательны, что позволяет успешно в игровой форме вырабатывать и закреплять необходимые навыки здорового образа жизни и питания.
Публикация «Правильное питание для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтобы восполнять большие затраты энергии детям крайне необходим постоянный приток энергии и всех питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов, единственным источником которых является полноценное, адекватное возрасту детей питание. Следует обратить внимание на особенности пищеварительной системы ребенка в этом возрасте.
Питание – это необходимая потребность организма и обязательное условие существования человека. Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.
Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни, особенно для детей дошкольного возраста.
Чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным и здоровым!
О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас.
Очень часто в детских садах сталкиваются с несоблюдением режима питания детей дома:
- часы приема пищи должны быть постоянными;
-в рационе ребенка основа - мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
Ребёнок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины).
В детском саду дети кушают 4 раза.
Первый прием пищи - завтрак - иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао.
Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают фруктовый сок или фрукт (яблоко).
Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, сок, кисель или компот в качестве третьего.
После сна у детей полдник – чаще всего в это время в саду дают блюда из творога, вкусные булочки или пирожки, чай, молоко, кефир.
Меню в детском саду всегда разнообразно, и даже супы в течение не-дели не повторяются. Все это позволяет детям кушать с большим аппетитом, и блюда не надоедают. Должное внимание оказывается и совместимости продуктов. К примеру, овощи сочетаются с мясом, курица – с макаронами или пюре, рыбу подают с рисом или картофелем.
В приготовлении блюд нужно отдавать предпочтение следующим способам готовки: запекание, тушение, варка.
Много зависит, как питается ребенок в семье. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт и т. д. и зачем варить компот из сухофруктов – когда есть соки, фанты и кока – колы.
Но все же питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
-Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
-Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
-Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
-Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т. д.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.
Белки
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки, а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.
Жиры
Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр, а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.
Углеводы
Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.
Минеральные соли и микроэлементы
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции
активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен
миллиграммов.
Что делать если ребенок не ест?
Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается от еды. В одних случаях это происходит время от времени и может быть связано с определенными жизненными обстоятельствами. В других — такое нежелание есть наблюдается на постоянной основе. Разберемся вместе с экспертами, когда отказ от еды должен насторожить родителей и что делать, если малыш ничего не ест.
Возможные причины
На аппетит ребенка влияют следующие факторы:
-состояние здоровья;
-фаза роста;
-генетические особенности;
-настроение;
-время суток.
Потеря аппетита может быть как проявлением какого-либо заболевания, так и обыденным явлением, с которым периодически сталкивается большинство родителей. Рассмотрим основные причины, по которым дети могут отказываться от еды.
Отсутствие чувства голода
Самой простой и очевидной причиной отказа от пищи является отсутствие чувства голода у малыша. Очень часто родители стремятся накормить своего ребенка как можно лучше. Они дают ему порции еды, существенно превышающие возрастные нормы. Заставляют есть даже тогда, когда он не голоден. Неудивительно, что в таком случае ребенок теряет интерес к еде и начинает отказываться от нее.
Возможно, в подобной ситуации взрослым необходимо немного ослабить контроль. Предоставьте малышу возможность проголодаться. При этом следует убрать из поля зрения сладости и снеки, способные перебить аппетит. Вы можете предложить ребенку поесть, но будьте готовы принять его отказ. Не нужно давить. Когда малыш проголодается, он сам даст знать вам об этом.
Избирательный аппетит
Некоторые дети очень привередливы в еде. Они не любят те или иные продукты. Например, овощи или мясо. Малышам может не нравиться их внешний вид или вкус. И здесь многие родители допускают ключевую ошибку, заставляя ребенка есть то, что ему не по душе. Они делают это посредством прямых угроз и наказаний. Или же более хитрым путем, незаметно подсовывая малышу нелюбимые ингредиенты и пытаясь выдать их за что-то другое.
Конечно, так поступать не стоит, поскольку подобное поведение является пищевым насилием и впоследствии может привести к серьезным проблемам в отношениях ребенка с пищей и собственным телом. Будьте честны со своими детьми, уважайте их выбор. В настоящее время, когда на полках магазинов представлен такой широкий ассортимент продуктов, можно найти альтернативу практически любому ингредиенту без ущерба для здоровья и психики малыша. Как только вы поняли причину недоедания у своего ребёнка — время действовать: выстраивать новые пищевые привычки и отлаживать пищевое поведение, расписание завтрака, обеда, ужина и перекусов.
Вот конкретные решения на каждую из причин недоедания.
Если кусочничает
Все возможные перекусы убираются. Тарелка с фруктами перекочёвывает в шкаф или на верхнюю полку холодильника, сырок выдаётся строго после обеда, йогурт идёт на завтрак в комплекте с мюслями. Идеально, если вы можете закрыть кухню от детей между приёмами пищи и не позволять утаскивать печеньки, груши и шоколадки в комнату. Радикальным решением может быть отсутствие любых снеков и йогуртов дома на тот период, что объявлена борьба с кусочничанием. Если в желудок ребёнка не попадает никакая еда с 8 до 13 часов, обедать он станет с большим энтузиазмом, да и голод начнёт чувствовать к приёму пищи, — вспомните, как хочется есть перед обедом в детском лагере, где вся еда по часам.
Если еда вызывает дискомфорт
Ребёнку физически сложно употреблять пищу, или он имеет проблемы с дикцией, невнятно говорит, предпочитает мычать и отмалчиваться, еле открывает рот — явные поводы не затягивать визит к детскому ортодонту. Проблемы, которые достаточно легко корректируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, уже у подростка потребуют гораздо более длительного и затратного лечения, не говоря уже о том, что патологии прикуса могут повлиять не только на работу ЖКТ, но и на позвоночник.
Если есть зависимость от сахара
Решение со сладкоежками тоже радикально: сахар следует ограничить без жалости, иначе впереди могут замаячить не только испорченный вкус и гипогликемия с сопутствующими перепадами настроения, но и более серьёзные болезни вроде диабета. Нет нужды изгонять все сахаросодержащие продукты из дома или запугивать детей пожизненной инвалидностью. Гораздо эффективнее устроить совместный семейный просмотр документального фильма «Сахар» (2014, Дэймон Гамо, где интересно и наглядно разбираются все последствия ежедневного потребления сладкого.
Что следует запомнить:
1. Нельзя заставлять ребёнка есть. Нужно разбираться с причинами: почему он стал меньше есть, отказывается от еды. Понимание причин поможет найти верный подход к решению проблемы.
2. Главный принцип воспитания — делай, как я. Станьте для ребёнка примером в питании и не требуйте от него чего-то противоположного тому, что вы делаете сами.
3. Пищевое поведение — дело привычки, поэтому, если какие-то нововведения вызывают у ребёнка внутренний бурный протест, надо подождать, попробовать ещё и ещё раз.