Юлия Федорченко
Опыт работы «Правила дорожного движения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста – это «особая категория пешеходов и пассажиров». Им нельзя прививать навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте, как к более старшим детям. Тема безопасного поведения «очень сложна для восприятия дошкольниками этого возраста, так как изобилует терминологией и понятиями». Так, достаточно сложно объяснить ребенку, что такое тормозной путь автотранспорта, транспортный поток, насколько быстро сможет водитель отреагировать на различные ситуации.
Публикация «Опыт работы „Правила дорожного движения в ДОУ“» размещена в разделах
Кроме того, надо иметь в виду, что согласно положениям ФГОС ДО одним из приоритетных направлений является «социально-коммуникативное развитие дошкольников, в которое входит изучение правил дорожного движения (ПДД)». С ПДД мы знакомим дошкольников, начиная уже с раннего возраста. В ДОУ ребенок должен прочно усвоить основные понятия ПДД, также научиться необходимым правилам поведения на дороге и в транспорте. Моя задача, как педагога ДОУ – дать базовые знания по этой теме.
В своей группе я подошла к решению этого вопроса творчески, формируя их знания и умения по дорожному движению в игровой форме.
В группе оформлен и регулярно обновляется уголок ПДД. Его наполнение учитывает программные задачи и возрастные особенности детей. В нем я подобрала необходимо игровое оборудование, наглядно-дидактические пособия, настольные обучающие игры. Собрала мини-библиотеку художественной литературы, наборы иллюстраций, плакатов и многое другое. Используя возможности уголка ПДД, я применяю различные формы обучения детей ПДД. Это и рассматривание иллюстраций, книг, альбомов с изображением улиц, это и разгадывание загадок и кроссвордов, это и развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые и подвижные игры. Для самостоятельной деятельности детей по изучению ПДД в группе имеется макет улиц с дорожной разметкой, что позволяет детям наглядно увидеть особенности движения транспорта и действия пешеходов.
Педагогическая деятельность по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста невозможна без привлечения ближайшего социального окружения детей – семьи и родителей. Родители воспитанников группы активно включились в эту работу, помогают в изготовлении атрибутики к сюжетно-ролевым играм, подбирают дидактические и настольные познавательные игры. Также все родители помогли детям составить план-схему безопасной дороги от дома до детского сада. В свою очередь, для родителей мы предлагаем консультации, беседы, анкетирование, открытие мероприятия, конкурсы, викторины, квесты и т. д. Также оформлен уголок для родителей, где размещаются буклеты, папки-передвижки, памятки. Регулярно проводятся родительские собрания, круглые столы, дискуссии, кейсы и другие формы и методы работы. Важным моментом при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с ПДД являются встречи с сотрудниками ГИБДД, которые в доступной форме доносят до детей особенности поведения на дороге и в транспорте в различных ситуациях. Для закрепления полученных теоретических знаний ПДД на территории детского сада имеется участок с дорожной разметкой и знаками. Здесь наши дети могут практически упражняться в усвоении ПДД. Необходимо иметь в виду, что очень важно не пугать ребенка улицей, бурным потоком автомашин и теми опасностями, которые подстерегают его. Надо, наоборот, прививать ему чувство ответственности за себя и окружающих, уверенность в своих знаниях, развивать внимание и собранность. Так, ключевыми понятиями, которые должны усвоить дошкольники, являются следующие. Дети должны четко осознавать, что осуществлять переход улицы надо исключительно на зеленый свет и только со взрослым, держась за руку, выходить на проезжую часть строго запрещено. И, конечно, чтобы применять ПДД в реальной жизни у ребенка должен быть пример перед глазами – родители. Таким образом, чтобы научить детей ПДД необходимо осуществлять целенаправленную работу совместно с родителями, используя различные формы, методы и приемы.