Надежда Черных
Практикум «Ступеньки экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для педагогов «Ступеньки экономики»
Разработала воспитатель
МБДОУ Заворонежского детского сад Н. М. Черных
Цель:
повысить у участников уровень осознания различных экономических понятий;
продемонстрировать в игровой форме рыночные отношения, взаимосвязи знакомых жизненных ситуаций с экономическими процессами и явлениями.
совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, культуры общения
В экономических вопросах большинство не всегда право.
Джон Кеннет Гэлбрейт
Публикация «Практикум „Ступеньки экономики“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Я абсолютно уверен: сильное государство заинтересовано в людях состоятельных.
И потому ключевое решение для всей нашей экономической политики в том, чтобы честно работать было выгоднее, чем воровать.
Владимир Владимирович Путин
Сценарий практикума :
1. Вступительное слово ведущего, в котором задаётся «рабочее настроение», предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.
Ведущий: Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний. Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др
Жизнь стремительно меняется! В нашей жизни появляются новые слова, новые экономические понятия, процессы. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по «ступенькам экономики».
Но прибыть к концу путешествия надо не с пустыми руками, а с экошками (так называются деньги). Где их взять? Конечно же, честно заработать, правильно выполняя различные задания. Получать их можно в банке.
2. Организация команд для проведения игры.
Для этого берется две ксерокопии денег разного достоинства 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на четыре части. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют две команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название.
Итак, в путешествии примут участие команда «Акция» ( девиз: «Мы приносим владельцу постоянный дивиденд» и команда «Бартер» ( девиз: «Всегда готовы к взаимовыгодному натуральному эквивалентному обмену»).
Ведущий: Некоего раввина с утра до вечера осаждали люди, так что у него совсем не оставалось времени ни для чтения, ни для созерцания, ни для медитации. Он не знал, что делать, пока ему в голову не пришла великолепная идея. Раввин повесил на дверь записку: «За два вопроса — сто долларов». Конечно, с того дня времени у него стало гораздо больше. Затем к нему пришё л богач и сказал:
— Рабби, вот сто долларов, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса?
На что раввин ответил:
— Кажется. А каков твой второй вопрос?
Ведущий: я надеюсь, что участники практикума так же продемонстрируют креативный подход к решению различных экономических задач. Время для подготовки для всех заданий 5 минут.
Задание «Что это?»
Вопросы задаются по очереди командам. За каждый правильный ответ 10 экошек.
1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. (Безработица)
2. Один из участников акционерного общества. (Акционер)
3. Определенная сумма денег, которую каждому получателю доходов нужно уплатить государству. (Налог)
4. Кредитное учреждение, выдающее ссуды. (Банк)
5. Вес товара без упаковки. (Нетто)
6. Место в магазине для показа товара. (Витрина)
7. Наем помещения, земельной площади во временное пользование. (Аренда)
8. Наклейка на товаре с указанием его названия, количества, предприятия-изготовителя. (Ярлык)
Задание «Коллектив»
Необходимо установить связи между видами предприятия и характером работ, выполняемых сотрудниками предприятия, их профессиями.
Для игры необходимо подготовить карточки, в которых указан определенный вид предприятия или организации.
ШКОЛА ПОЛИКЛИНИКА АТЕЛЬЕ БАНК
БИБЛИОТЕКА МАГАЗИН ПРАЧЕЧНАЯ ЗАВОД
Инструкция:
1. Представитель каждой команды подходит к ведущему и выбирает какую-либо карточку (все карточки разложены на столе надписями вниз, т. е. достается случайная карточка).
2. Необходимо сформировать производственный коллектив предприятия, организации, фирмы. В соответствии с указанным на карточке профилем предприятия, коллектив должен распределить между собой должности и профессии, необходимые, по их мнению для деятельности данного предприятия.
3. После распределения должностей каждый работник готовит для себя (в нескольких словах) служебную инструкцию, в которой перечисляется, какие виды работ обязан выполнять работник, что он должен уметь делать.
4. Побеждает команда, сумевшая наиболее полно и подробно представить работу своего коллектива. Награда-10 экошек.
Задание «Где мы встречаемся с экономикой»
Необходимо определить взаимосвязи знакомых жизненных ситуаций с экономическими процессами и явлениями.
Ведущий: в повседневной жизни мы постоянно встречаемся с экономикой. Для уточнения понятий «Экономический процесс» и «экономический субъект» нет необходимости пользоваться научными определениями, можно привести простейшие примеры, связанные с жизненными ситуациями или событиями. (Например, экономический процесс - денежная оплата стоимости проезда в метро, а экономический объект - метро.)
Инструкция:
Командам необходимо заполнить следующую таблицу «Основные признаки связи жизненной ситуации с экономикой».
Этими признаками могут быть:
1. направленность жизненной ситуации на обеспечение и поддержку жизни человека
2. наличие труда, работы
3. наличие процесса купли-продажи товаров
4. денежная оплата чего-либо
5. получение денег и их расходование и так далее.
N Жизненная ситуация или событие Экономические процессы, связанные с данной ситуацией Экономические объекты, с которыми связаны данные процессы
Выигрывает команда, сумевшая не только привести наибольшее количество примеров, но и правильно обозначившая экономические процессы и объекты. Награда- 10 экошек.
Задание «Аукцион».
Ведущий: А сейчас предлагаю вам окунуться в историю экономики. Наш следующий тур называется «Аукцион».
Каждой команде открывается условный счет на пятьсот экошек. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то сумма вопроса поступает на счет соперников. Приступаем к торгам!
Первоначальная цена первого вопроса 100 экошек. Делайте ставки!
1. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)
Выкупаем 2 вопрос. Первоначальная цена 100 экошек.
2. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги - копейки - выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)
Выкупаем 3 вопрос. Первоначальная цена 200 экошек.
3. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки - гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)
Выкупаем 4 вопрос. Первоначальная цена экошек.
4. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)
Задание «Что это за профессия?»
Ведущий. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Наши воспитанники наверняка захотят попробовать себя в одной из них! Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим. Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 10 экошек.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
1. Логист -.
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер -.
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.
В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог -.
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.
4. Фандрайзер -.
а) ищет деньги и возможности для организации;
б) фанат, которого занимает звезда;
в) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. PR-агент -.
а) связан с политикой;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.
6. Имиджмейкер -.
а) философ;
б) парикмахер;
в) имидж-консультант.
Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
Задание. Брокеры
Для общения часто используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают. Задача брокеров – передать информацию друг другу. №1 получает информацию и передает жестами другому, второй передает, что сказал первый.
1. Время – деньги.
2. Без труда не выловить рыбку из пруда.
(За каждый правильный ответ –10 экошек.)
Задание «Виды собственности»
Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать те, которые, по мнению участников, могут быть в личной (частной) собственности отдельного человека. Затем установить объекты, которые могут быть государственной собственностью. Отдельно следует выделить объекты коллективной (групповой, совместной) собственности ряда лиц, образующих семью, трудовой коллектив, жителей города, региона.
Таблица
Название объекта Личная собственность Государственная собственность Коллективная собственность
1. Продукты
2. Одежда
3. Обувь
4. Жилье
5. Имущество
6. Земельный участок
7. Ископаемые
8. Леса
9. Валюта
10. Рабочая сила
11. Магазин
12. Заповедник
13. Детская площадка
14. Железные дороги
15. Драгоценности
Для выполнения задания в каждой клеточке таблицы надо написать либо «да», либо «нет». Можно поставить плюс или минус, причем необходимо суметь объяснить, почему предложен именно такой ответ.
При выполнении задания по командам (каждой предлагается лист с таблицей) целесообразно провести последующее обсуждение, чтобы выявить, какие ответы следует считать более корректными. Награда -10 экошек.
Задание «Первобытный бартер»
Ведущий
Обмен, или бартер, - это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что нужно. У бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой и скотоводством.
Правильный ответ оценивается в 10 экошек.
Задание для команды 1
В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)
Задание для команды 2
Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)
Ведущий
Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было менять их друг на друга. Люди перепробовали немало разных «денег», пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти Деньги отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. Они не портились, не занимали много места. Но самое главное - ими можно было расплачиваться за любой товар. Они были эквивалентом (от латинского слова «равноценный») всех других товаров.
Задание «Монолог картошки»
Сегодня уже трудно себе представить жизнь без рекламы. Каждый человек
знает, что это такое, так как мы сталкиваемся с ней ежедневно. Рекламу
можно определить как информирование людей и воздействие на них
всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо, оповещение о потребительских свойствах товаров и преимуществах различных видов услуг с целью их реализации и формирования на них активного спроса.
Реклама бывает трех видов:
1. Визуальная (зрительная) - газетные объявления и афиши, плакаты и
листовки, этикетки и рекламные проспекты.
2. Аудиальная (слуховая) – на радио.
3. Аудио-визуальная (зрительно-слуховая)- на телевидении.
Требования к рекламе- максимум информации при минимуме слов. Она
должна быть грамотной, конкретной, убедительной, доходчивой, оригинальной, а также правдивой, добросовестной. Только в этом случае рекламодатель будет достоин уважения, будет иметь незапятнанную репутацию и доброе имя.
Рекламный текст обычно состоит из следующих частей:
-лозунг
-зачин
-основная часть
-заключение.
Представьте, что картошка оживает. Сейчас вы должны за 5 минут придумать рекламный
1-я команда- монолог картошки, 2-я команда- монолог капусты.
А потом нам его рассказать от имени овощей. Награда – 10 экошек.
(Не проходи мимо! Я картошка, я самый лучший и нужный овощ, который необходимо есть всем людям. Посмотрите, какая я гладкая, желтая и красная. Очень вкусная, рассыпчатая. Купи меня и ты не пожалеешь)
Ведущий. Итак, наш экономический практикум подошел к концу, пришло время подводить итоги. Участники усаживаются в круг.
1. Понравилось ли Вам участвовать в таком практикуме или нет?
2. Если понравилось, то почему?
3. Если не понравилось, то почему?
Участники обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями. Объявляются победители.
Заключительная игра «Солнышко» (итоговая рефлексия)
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
Ведущий Спасибо всем за размышления. На этом наш экономический практикум закончен. До свидания.