полина иванова
Практикум детско-родительских отношений «Семь Я» практикум
▼ Скачать + Заказать документы
]Борщ Татьяна Анатольевна
Воспитатель 1кв категории
МАДОУ «Детский сад№83»
ПРАКТИКУМ
ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
«Семь Я»
Очень перспективная форма работы с семьей – это практикумы по гармонизации детско-родительских отношений. Занятия во время практикумов способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Здесь создается особый микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами, обеспечивается взаимосвязь всех составляющих разностороннего развития - физического, психического и социального.
Публикация «Практикум детско-родительских отношений „Семь Я“ практикум» размещена в разделах
Цель: показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение с взрослыми; помочь родителям увидеть положительные стороны ребёнка; расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
• осознание родителями особенностей их взаимоотношений с детьми в формировании мотивации к их изменению;
• получение родителями и детьми нового чувственного опыта;
• понимание родителями зависимости состояния психа-соматического здоровья и продуктивности познавательной деятельности от социальных факторов, в первую очередь от взаимоотношений в семье.
Этапы:
1. Предварительный
• Изучение родительских отношений.
• Самодиагностика детско-родительских отношений.
• Формирование групп участников тренинга из числа родителей и детей по итогам изучения семей.
2. Основной
• Установление контакта:
- между педагогом и участниками группы;
- между участниками группы;
- закладываются основы для будущей групповой сплочённости.
В данный период этому служит совместная выработка правил поведения с предоставлением равных прав и возможностей и маленьким и взрослым участникам группы.
• Ориентировочный этап:
- наблюдение за взаимодействием между родителями и детьми, выявление личностных затруднений в процессе контактирования;
- фиксация проблем родителей;
- создание условий для полного проявления чувств и степени доверия к детям.
• Создание проблем.
• Принятие ответственности родителями.
3. Заключительный
• Итоговая индивидуальная психодиагностика.
• Составление индивидуальных памяток каждому родителю по воспитанию ребёнка в семье.
Каждое занятие тренинга состоит из двух частей: вначале проводится работа с родителями, затем совместный тренинг с родителями и детьми.
Занятие 1.
1. Проблемная мини – лекция «Священная обязанность родителей».
2. Тренинг:
Представление членов детско-родительской группы друг другу (имя, профессия).
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
: участники встают в круг, берутся за руки, смотря соседу в глаза, молча дарят ему добрую улыбку; упражнение выполняется по «цепочке», развивает коммуникативные навыки, создавая эмоциональный комфорт.
Упражнение: произнести имя своего ребёнка сначала грубо, потом нежно, мягко, с улыбкой; отметить реакцию ребёнка.
Задание родителям: опишите глаза своего ребёнка.
Задание ребё нку: расскажи о своей маме или своём папе.
Рисование вместе с ребё нком на тему: «Хорошее настроение».
Общий танец «Утята».
Занятие 2.
1. Лекция «Права детей в семье».
2. Тренинг:
Приветствие.
Игра «Клубочки» : передача клубка по кругу с вопросом: «Кто ты?», «Какой ты?», при передаче клубка смотреть в глаза встречному.
Игра «Поводырь» : ребёнку завязывают глаза, он кладёт руку на плечо родителю, который ведёт его наиболее комфортным путём, чтобы он не ударился.
Совместное рисование: родители и дети выполняют общий рисунок, держа каждый свой карандаш; вместе задумывают и реализуют задуманное.
Упражнение «Подарим друг другу воображаемый подарок».
Общий танец «Поссорились – помирились».
Занятие 3.
1. Дискуссия «Межличностные отношения в семье», решение ситуационных задач.
2. Тренинг:
Приветствие: передача по кругу рукопожатий, добрых слов.
Сочинение сказки (сплочение группы, освоение участниками новых ролей, отреагирование актуальных эмоциональных состояний). С помощью ведущего дети выбирают тему, начинают сочинять сказку, добавляя по 2-3 предложения каждый, включая родителей; используя наглядность.
Упражнение «Шум дождя» (работа с ритмом, релаксация) : под музыку дети и взрослые выполняют действия – потирают ладони, хлопают, постукивают ногами, пощёлкивают пальцами; делают то же самое с закрытыми глазами.
Мини-соревнование между родителями и детьми «Кто быстрее соберёт мозаику», «Кто быстрее построит домик из палочек».
Рисование «Моё настроение».
Занятие 4.
1. Дискуссия «Личностная зависимость взрослых и детей».
2. Тренинг:
Приветствие: расскажи, о чём думают сейчас мама, сам ребёнок.
Психогимнастика: изобразите радость, обиду и другие чувства мимкой, движениями.
Рисование «Дорисуй фигуру» : необходимо дорисовать имеющуюся геометрическую фигуру – квадрат, круг, треугольник – так, чтобы получился какой-нибудь предмет (задание выполняется родителями с детьми).
Игра «Море волнуется».
«Домино» : выполняется детьми.
Общий танец «Хоровод».
Занятие 5.
1. Дискуссия «Порицания и упрёки».
2. Тренинг:
Игра «Услышишь меня» (укрепляет взаимосвязь детей и взрослых) : родители и дети расходятся в разные стороны, дети одновременно говорят что-то родителям, родители среди многоголосия должны услышать своего ребёнка.
Психогимнастика: упражнение «Взгляд» - родители и дети смотрят в глаза друг другу; спросить родителя, как он думает, что чувствовал ребёнок в эту минуту.
Рисование «Моё чувство» : родители и дети рисуют отдельно; рассказать друг другу и всем, на что похоже их настроение.
танец «Лавата».
Занятие 6.
1. Дискуссия «Какая мера любви нужна ребёнку?».
2. Тренинг:
Приветствие - предложить встать напротив друг друга и повторять движения: поздороваться друг с другом указательными пальцами, погладить мизинчик партнёра; померяться силами, перетягивая друг друга средними пальцами.
Рисование «Моя и мамина (папина) рука» : ребёнок обводит положенную на лист бумаги ладонь мамы (папы) и наоборот ; затем раскрашивает ладонь мамы (папы, а мама (папа) – ребёнка; обыгрывать ситуацию: дети и родители здороваются нарисованными ладонями.
Упражнение «Разговор без слов» : участникам предлагается с помощью невербальных средств выразить свои эмоции, мысли, образы.
Игра «Запретное движение».
Игра «Разноцветный мир» : дети по очереди называют предметы заданного цвета, в случае затруднения им помогают родители.
Общий танец «Буги-вуги».
Домашнее задание: поработать с левой рукой – повторить «приветствие».
Занятие 7.
1. Круглый стол: «Наказания и поощрения».
2. Тренинг:
Приветствие «Комплименты» : участники, сидя в кругу, берутся за руки; последовательно каждый поворачивается к своему соседу и, глядя ему в глаза, говорит комплимент;
Упражнение «Разговор без слов» : участникам предлагается без слов, с помощью звуков и движений, поговорить друг с другом.
Упражнение «Магазин игрушек» : участники разбиваются на пары (родитель – ребёнок, при этом дети берут на себя роль игрушек, а родители – продавцов; ведущий – покупатель, «продавец» активно расхваливает свой товар – игрушку;
«Работа в парах» : используя любой физический контакт, передать ребёнку свою любовь;
Рисование: детско-родительские пары должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоём;
Общий танец «Хоровод».
Занятие 8.
1. Решение ситуационных задач: «Правы ли вы, родители?».
2. Тренинг:
Приветствие: назвать друг друга ласково по имени;
Упражнение: произносим имя ребёнка строго, затем нежно, ласково, отметить реакцию ребёнка;
Игра «Уходи, злость, уходи!» : топать ногами, лёжа на полу, раскинув руки, спокойно лежать и слушать умиротворённую музыку;
Совместное рисование: родители и дети рисуют имена друг друга и обмениваются рисунками.
Свободный танец под весёлую музыку.
Занятие 9.
1. Дискуссия «Организация деятельности с гиперактивными детьми».
2. Тренинг:
Приветствие;
Игра «Едем на пароходе» : дети отправляются в путешествие и собирают багаж; ведущий записывает всё названное; затем пароход поворачивает в другую сторону, и участники называют взятые вещи в обратном порядке; родители им помогают;
Упражнение «Бабочка» : под лёгкую музыку все летают по залу; предложить ощутить своё тело, найти способ выражения себя среди других;
Совместное рисование: родители и дети рисуют на одном листе бумаги, не договариваясь заранее о сюжете;
Игра «Имя и движение» : дети стоят в кругу; по очереди каждый произносит своё имя и делает движение руками, ногами; вся группа хором повторяет это движение и имя;
Общий танец «Встаньте, дети, встаньте в кругу!».
Занятие 10.
1. Дискуссия «Организация деятельности с гиперактивными детьми» (продолжение).
2. Тренинг:
Приветствие;
Игра «Путешествие на облаке» : под спокойную музыку участники удобно садятся, закрывают глаза. Ведущий описывает облака, на которых все участники поднимаются в небо и переносятся в то место, где они будут счастливы;
Игра «Коровы, собаки, кошки» : ведущий шепчет на ухо каждому участнику «корова», «собака», «кошка» ; после чего все с закрытыми глазами бродят по залу и «говорят» как заданные животные. Задача – быстро объединиться в заданные группы;
Рисование: родители и дети отдельно друг от друга рисуют радость, веселье, смех и дарят рисунки друг другу;
Общий танец «Вальс дошкольников».
Занятие 11.
1. Дискуссия «Социальное порождает биологическое».
2. Тренинг:
Приветствие: передавать мяч с приветствием, вопросом;
Игра «Фрукты» : родитель и ребёнок в парах; один – «фрукт», другой – «ротик»; задача «ротика» - съесть «фрукт»; затем смена ролей;
Игра «Винегрет» : родители в кругу – тарелка; ведущий называет овощи, которые попадает в тарелку (овощи – дети), затем овощи перемешиваются.
Совместное рисование: родители и дети вместе, всей группой, рисуют большую тарелку с овощами;
Общий танец «Если нравится тебе, то делай так!».