Татьяна Губер
Практикум для родителей «Путешествие в детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создания условий для развития связной монологической речи у старших дошкольников.
Задачи:
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития в семье;
Развивать умения перерабатывать информацию и передавать её;
Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
Развивать умение анализировать проблемные ситуации;
Развитие личностных качеств ребёнка для предъявления своей успешности (умения выступать перед публикой);
Осуществлять игровые действия по речевой инструкции, моделировать речевой диалог.
Публикация «Практикум для родителей „Путешествие в детство“» размещена в разделах
Участники: воспитатели, педагог-психолог, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум.
3. Игровая часть.
4. Разбор проблемных ситуаций.
5. Рекомендации педагога-психолога.
6. Заключительная часть.
Ход мероприятия.
Презентация на тему актуальности вопроса развития умения дошкольников связно, выразительно, последовательно высказывать свои мысли. О степени влияния родителей на этот процесс.
Ребенок должен не только говорить, но и уметь выражать свои мысли точно, словарный запас должен быть расширенным. Играйте с ним в различные игры, где нужно воображение, и знакомство с новыми словами или воспользуйтесь играми развивающими речь ребенка. Не останавливайтесь на том, что ребенок знает базовые слова, расширяйте словарный запас слов. Если вы думайте, что всему этому он научится в школе, то обратите внимание на тот факт, что есть много людей, которые не могут выражать мысли, и у них скудный словарный запас, то есть не оставляйте эту задачу школе.
Обсуждение факторов успешного развития связной монологической речи у дошкольников. Ведущий предлагает родителям выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).
Эмоциональное общение родителей с ребёнком с раннего возраста.
Общение ребёнка со сверстниками.
Строение артикуляционного аппарата.
Речь взрослых - образец.
Развитие мелкой моторики рук.
Чтение детям художественной литературы.
Игра ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Ведущий предлагает родителям стать участниками игры «Путешествие в мир игрушек». Для этого надо вспомнить любимую игрушку своего детства, «превратиться» в эту игрушку и придумать рассказ от лица этой игрушки.
Ведущий: Данная игра способствует развитию умения детей составлять связный творческий рассказ, соблюдая логику высказываний, действуя согласно принятой на себя роли.
Ведущий: следующая игра способствует двигательному раскрепощению ребенка и снятию телесных барьеров, и способствует самовыражению. Препятствием к развитию речи может быть и зажатость ребенка.
Игра: «Магазин игрушек».
Педагог-психолог разделяет родителей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки». Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар. «Покупатель» подходит к какой - либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?» После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.
Ведущий: предлагаю перевоплотиться на некоторое в аналитиков, способных разобраться в любой проблемной ситуации
Ситуация №1
Саша неправильно задаё т вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, он снова задаёт вопросы.
Вопрос родителям :
-В каком возрасте вёл себя так ребёнок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?
(Примерный ответ. Вопросы «кто? что? какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребёнка быть в контакте со взрослыми, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко недослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем – то неизвестным, попытке понять что – то новое.)
Ситуация №2
Дошкольник совсем не задаёт взрослому вопросов или задаёт, но очень редко.
Вопрос родителям :
- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?
(Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребёнка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)
Ситуация №3
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по взрослому рассуждает.
Вопрос родителям :
- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
(Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.)
Рекомендации педагога - психолога по развитию речи детей (электронная презентация с семейными фотографиями) :
1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам, составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
6. Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память).
7. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.
8. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Памятка (раздается родителям).
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 мин. в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Предлагайте для ребенка для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Ведущий: хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые родителями, на тот факт что развитие речи зависит и от личностных качеств ребенка. Это уровень самооценки и тревожности, самоуважения и стремления к самовыражению, высокий уровень страха что-то сделать или сказать не так. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно при беседе со сверстниками или выступлении на сцене, хочу порекомендовать несколько упражнений, участниками которых я предлагаю вам сейчас побывать.
Упражнение «Я – лев» (на повышение уверенности в себе).
Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.
Упражнение «Разные голоса» (возможность самовыражения).
Ведущий показывает карточки с рисунками кошки, голубя, поросенка и т. п. Игроки берут карточки из стопки и озвучивают то животное, которое нарисовано на их карточке. Сначала надо произнести эти звуки с нейтральной интонацией, а затем — передавая голосом какое-нибудь чувство (гнев, радость, нежность и т. п.). Остальные участники угадывают, какое чувство изображает каждый игрок.
«Интервью» (на повышению самооценки).
Ведущий выбирает «корреспондента» газеты или журнала, который берет интервью, расспрашивая о работе, семье, детях и т. п. В домашних условиях интервью берется у ребенка, предлагая ему «перевоплотиться» в знаменитого актера, известного певца, мультгероя и т. д.
В заключении ведущий предлагает игру «Черный ящик», целью которой является обогащение словаря ребенка существительными, прилагательными и глаголами. Задача игрока определить, что лежит в ящике, задавая вопросы об определё нных свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» и так далее.