Татьяна Цибульская
Практикум для родителей «Развиваем речь, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях.
Задачи: дать представление о значимости логопедических игр для развития речи детей; сформировать представление о разнообразии логопедических игр и научить правильно их использовать в домашних условиях.
Публикация «Практикум для родителей „Развиваем речь, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход мероприятия:
Логопед: Внимание! Внимание! Внимание! Мы рады приветствовать вас на встрече. Давайте улыбнёмся друг другу. Мы желаем вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Итак, мы начинаем. Тема нашей встречи «Развиваем речь, играя». Одним из самых важных, самых необходимых для жизненной деятельности является ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи, расширению и углублению представлений об окружающей его жизни. Поэтому играйте с детьми и развивайте речь.
Логопед: Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Кроме этого, играя с ребёнком, Вы создаёте эмоциональную связь, дружеские отношения с вашим ребёнком. И сегодня мы Вам предлагаем отправиться в весёлое путешествие на пароходе в страну «Уроков логопеда». У кого есть пригласительные билеты, занимайте свои места. (Родители садятся на имитированный пароход. Звучит музыка.)
Логопед: Мы отправляемся! (Логопед крутит штурвал)
Логопед: Что я вижу! На горизонте остров под названием «Веселые пальчики». Это наша первая остановка. Здесь мы познакомим Вас с пальчиковыми играми, в которые можно играть и дома, и в машине, и на улице. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи ребёнка, творческой деятельности. Вашему вниманию мы предлагаем насколько пальчиковых игр, которые бы вы могли использовать, играя с ребёнком.
Упражнения без предметов, их можно использовать где и когда угодно.
«Замок»
На первую строчку и вторую строчки – пальцы собрать в «замочек», на третью – постучать обо что-нибудь. Затем покрутить в воздухе, и на последнюю строчку – показать ладошки.
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили
И открыли.
«Повстречались»
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: мяу- мяу
Два щенка: ав- ав
Два жеребенка: иго – го
Два тигренка: р- р- р
Два быка: му- у- у
Смотри, какие рога!
Упражнения с предметами, которые почти всегда в обиходе.
«Комканье платка»
Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя только пальцы одной руки. Другая рука не помогает. Потом предлагаем сделать тоже самое - ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Внимание: платки должны быть маленькими, детскими!
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота.
«Упражнение со счетными палочками»
Для этого упражнения необходимо взять 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по палочке.
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдете вряд ли.
Клювом мериться пришли
Аисты и журавли.
Логопед: С пальчиками поиграли. А теперь нам нужно плыть дальше.
Логопед крутит штурвал, смотрит в бинокль.
Логопед: Что я вижу! Вижу островок «Фантазии и словесного творчества» Хотите посетить его?
Родители : Да.
Логопед: Остановка! Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки ребенка к школе. Важной составной частью этой работы является: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений. Вот некоторые из них.
Игра «Веселые рифмы»
Нужно подобрать к словам рифмы, например: Свечка …. Печка; Трубы …. Губы; Сапоги…Пироги; Ракетка….Пипетка; Пирожок…. Утюжок; Мама…Рама и т. д.
Следующая игра «Зоопарк»
Участники игры получают картинки, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану: где живет, внешний вид, чем питается. Например, это домашнее животное, пушистое, с длинным хвостом, любит есть рыбу и пить молоко. Кто это? И т. д. Молодцы! А нам пора плыть дальше!
Логопед крутит штурвал, смотрит в бинокль.
Логопед: Вижу, вижу! На горизонте остров «Дидактических игр». Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Применение дидактических игр помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Существуют следующие основные виды дидактических игр:
-игры с предметами (игрушками, природным материалом и т. д.);
-настольно- печатные;
-словесные.
Например, настольно – печатная игра «Четвертый лишний». (Логопед раздает карточки родителям.)
Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на свои карточки, определите, что лишнее и объясните свой выбор. Ответы родителей.
Следующая игра словесная игра называется «Назови одним словом». Я буду называть слова, а вы должны будете назвать их обобщающим словом.
Например, морковь, капуста, свекла, помидор – овощи.
Медведь, волк, лиса, заяц – дикие животные.
Щука, окунь, ерш, карась – рыбы.
Мяч, кукла, пирамидка, машинка – игрушки.
Стол, стул, кресло, диван – мебель.
Рожь, шиповник, кактус, береза – растения.
Логопед: Молодцы! Справились и с этим заданием. Впереди Вас ждет еще много неизведанных островов, которые мы посетим в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, наше путешествие подошло к концу. (Логопед крутит штурвал. Звучит музыка.)
Логопед: Большое спасибо за активную работу! До свидания.