Титкова Анастасия Петровна
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Подружимся со звуком [Ш]»
▼ Скачать
Диагностика состояния звукопроизносительных навыков показывает, что у воспитанников старших и подготовительных к школе групп нарушено произношение шипящих звуков, которое выражается в отсутствии, заменах и искажениях.
Цель практикума – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
1. Познакомить с артикуляционным укладом звука Ш.
2. Познакомить с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, необходимыми для подготовки к постановке звука Ш.
3. Упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики.
Оборудование:
Презентация «Подружимся со звуком Ш», индивидуальные зеркала, мяч, предметные картинки со звуком Ш.
Ход проведения:
I Вводная часть: учитель-логопед приветствует собравшихся родителей и сообщает тему практикума.
II Основная часть
Логопед: Существует подготовительный этап, предшествующий непосредственной постановке звука. От его прохождения зависит качество полученного звука и быстрота введения данного звука в речь. Остановимся на основных направлениях работы на подготовительном этапе.
Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звук Ш, важно знать, в каком положении должны находиться наши органы артикуляции.
Артикуляционный уклад звука Ш
Губы «Окошком»
Зубы сближены на 1-2 мм
Язык «Чашечкой» прижат боковыми краями за верхними зубами
Горлышко «молчит»
Звук Ш является «базовым» звуком. Если дети научатся его произносить, то им не составит труда ввести в речь остальные шипящие звуки, такие как Ж, Щ, (Ч - аффрикат).
Родителям предлагается взять зеркала и произнести звук Ш. Далее просим по желанию рассказать о трудностях, с которыми столкнулись при произнесении звука.
Логопед: обратите внимание, что при работе со звуком Ш мы не говорим детям, что произносим звук Ш. Вводим игровой элемент, например, послушай, как шипит змейка ШШШШШ. Сегодня и мы попробуем научиться произносить ее любимый звук.
Далее обращаемся к презентации, в которой представлены видеозаписи детей с нормативным и ненормативным произнесением звука Ш.
Логопед: звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой дома?
Занятия ежедневно
Артикуляционную гимнастику проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Хвалить ребенка за любые успехи и не ругать за ошибки
Полезно задавать наводящие вопросы: что делают губы? Что делает язык?
Выполнять артикуляционную гимнастику сидя, так как тело расслаблено, руки и ноги не напряжены
Выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений
Проводить занятия в игровой форме
Как выполнять упражнения артикуляционной гимнастики?
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, дает четкую инструкцию.
2. Взрослый показывает образец выполнения упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует правильность упражнения.
Логопед: рассмотрим основные упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут нам подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука Ш.
«Окошко»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
«Чашечка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
«Фокус»
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
Логопед: теперь рассмотрим варианты игр и упражнений, которые помогут ребенку стать более внимательным и предотвратить дальнейшие речевые нарушения. Родители играют совместно с логопедом.
1 блок – «Учимся внимательно слушать задания»
Игра «Секретное слово»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
«Я сейчас буду называть разные слова. Ты четко за мной повторяй. Есть один секрет – это названия цветов (домашних животных, диких животных, растений и т. д.)»
Игра «Ухо - нос»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
Взрослый предлагает выполнять только то, что он скажет. Произносит «ухо», берется за ухо. Произносит «нос», берется за нос. Через некоторое время начинает путать ребенка, «ошибаться».
Игра «Топ - хлоп»
Цель: научить ребенка внимательно слушать предложения.
Взрослый произносит разные фразы. Если выражение верное, нужно хлопнуть, если нет – топнуть.
2 блок – «Учимся слышать звук Ш (пока ребёнок не умеет правильно произносить звук, работа на слух)».
Игра «Поймай песенку змеи - ШШШШ»
Цель: научить ребенка выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов
Взрослый произносит различные звуки (слоги, слова). Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку змеи.
Игра «Верно - неверно»
Цель: научить ребенка определять нормативное произнесение звука Ш.
Взрослый называет слова. Если слово произнесено верно, ребенок хлопает, если нет – топает. Например, сапка, шуба, котка, миска, сайба.
3 блок – «Учимся слышать звук Ш (ребёнок умеет правильно произносить звук)».
Игра «Эхо»
Цель: научить звуковому анализу слов.
Взрослый проговаривает слова, ребёнок повторяет за ним последний слог. Например, каша – ша, финиш – ниш и т. д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: научить звуковому анализу слов.
Взрослый называет 4 слова, ребенку предлагается выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Можно подсказать, что необходимо обратить внимание на наличие/отсутствие звука Ш в словах.
III Заключительная часть
Логопед подводит итоги практикума. Просит родителей высказаться о том, что им понравилось (не понравилось); какие вопросы у них возникли.
Список литературы
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие
. –– СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
2. Молчанова Е. Г. 300 игра для развития слухового внимания ребенка / Е. Г. Молчанова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 320 с. – (Библиотека логопеда).