Получи документы

Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Подружимся со звуком [Ш]»

Титкова Анастасия Петровна
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Подружимся со звуком [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика состояния звукопроизносительных навыков показывает, что у воспитанников старших и подготовительных к школе групп нарушено произношение шипящих звуков, которое выражается в отсутствии, заменах и искажениях.

Цель практикума – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом звука Ш.

2. Познакомить с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, необходимыми для подготовки к постановке звука Ш.

Темочки:

3. Упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики.

Оборудование:

Презентация «Подружимся со звуком Ш», индивидуальные зеркала, мяч, предметные картинки со звуком Ш.

Ход проведения:

I Вводная часть: учитель-логопед приветствует собравшихся родителей и сообщает тему практикума.

II Основная часть

Логопед: Существует подготовительный этап, предшествующий непосредственной постановке звука. От его прохождения зависит качество полученного звука и быстрота введения данного звука в речь. Остановимся на основных направлениях работы на подготовительном этапе.

Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить звук Ш, важно знать, в каком положении должны находиться наши органы артикуляции.

Артикуляционный уклад звука Ш

Губы «Окошком»

Зубы сближены на 1-2 мм

Язык «Чашечкой» прижат боковыми краями за верхними зубами

Горлышко «молчит»

Звук Ш является «базовым» звуком. Если дети научатся его произносить, то им не составит труда ввести в речь остальные шипящие звуки, такие как Ж, Щ, (Ч - аффрикат).

Родителям предлагается взять зеркала и произнести звук Ш. Далее просим по желанию рассказать о трудностях, с которыми столкнулись при произнесении звука.

Логопед: обратите внимание, что при работе со звуком Ш мы не говорим детям, что произносим звук Ш. Вводим игровой элемент, например, послушай, как шипит змейка ШШШШШ. Сегодня и мы попробуем научиться произносить ее любимый звук.

Далее обращаемся к презентации, в которой представлены видеозаписи детей с нормативным и ненормативным произнесением звука Ш.

Логопед: звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой дома?

Занятия ежедневно

Артикуляционную гимнастику проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Хвалить ребенка за любые успехи и не ругать за ошибки

Полезно задавать наводящие вопросы: что делают губы? Что делает язык?

Выполнять артикуляционную гимнастику сидя, так как тело расслаблено, руки и ноги не напряжены

Выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений

Проводить занятия в игровой форме

Как выполнять упражнения артикуляционной гимнастики?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, дает четкую инструкцию.

2. Взрослый показывает образец выполнения упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует правильность упражнения.

Логопед: рассмотрим основные упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут нам подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука Ш.

«Окошко»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

«Чашечка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Логопед: теперь рассмотрим варианты игр и упражнений, которые помогут ребенку стать более внимательным и предотвратить дальнейшие речевые нарушения. Родители играют совместно с логопедом.

1 блок – «Учимся внимательно слушать задания»

Игра «Секретное слово»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

«Я сейчас буду называть разные слова. Ты четко за мной повторяй. Есть один секрет – это названия цветов (домашних животных, диких животных, растений и т. д.)»

Игра «Ухо - нос»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

Взрослый предлагает выполнять только то, что он скажет. Произносит «ухо», берется за ухо. Произносит «нос», берется за нос. Через некоторое время начинает путать ребенка, «ошибаться».

Игра «Топ - хлоп»

Цель: научить ребенка внимательно слушать предложения.

Взрослый произносит разные фразы. Если выражение верное, нужно хлопнуть, если нет – топнуть.

2 блок – «Учимся слышать звук Ш (пока ребёнок не умеет правильно произносить звук, работа на слух)».

Игра «Поймай песенку змеи - ШШШШ»

Цель: научить ребенка выделять звук на фоне других звуков, слогов, слов

Взрослый произносит различные звуки (слоги, слова). Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку змеи.

Игра «Верно - неверно»

Цель: научить ребенка определять нормативное произнесение звука Ш.

Взрослый называет слова. Если слово произнесено верно, ребенок хлопает, если нет – топает. Например, сапка, шуба, котка, миска, сайба.

3 блок – «Учимся слышать звук Ш (ребёнок умеет правильно произносить звук)».

Игра «Эхо»

Цель: научить звуковому анализу слов.

Взрослый проговаривает слова, ребёнок повторяет за ним последний слог. Например, каша – ша, финиш – ниш и т. д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: научить звуковому анализу слов.

Взрослый называет 4 слова, ребенку предлагается выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Можно подсказать, что необходимо обратить внимание на наличие/отсутствие звука Ш в словах.

III Заключительная часть

Логопед подводит итоги практикума. Просит родителей высказаться о том, что им понравилось (не понравилось); какие вопросы у них возникли.

Список литературы

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие

. –– СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.

2. Молчанова Е. Г. 300 игра для развития слухового внимания ребенка / Е. Г. Молчанова. – Изд. 4-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2020. – 320 с. – (Библиотека логопеда).

Публикации по теме:

Игра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителейИгра по ПДД «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Игра: «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (для детей подготовительной группы и родителей) Цель: Систематизировать знания.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с буквой О и звуком [о] Буква О, звук [О].Цель: подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: 1) Познакомить детей со звуком [О] и буквой О; 2) Учить чётко произносить.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Подружимся со звуком [Ш]»
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 15:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Подружимся со звуком [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Титкова Анастасия Петровна (УИ 703893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД