Окутина Елена
Практикум для молодого воспитателя на тему: Разработка структуры конспекта НОД в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые педагоги испытывают затруднения при разработке конспектов НОД. Я Окутина Елена Ивановна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4» постараюсь помочь вам в этом разобраться. Начнем мы с титульного листа.
Сверху титульного листа указывается полное название дошкольного образовательного учреждение, шрифт 12 пт, междустрочный интервал – одинарный например: (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»). (СЛАЙД 2)
Публикация «Практикум для молодого воспитателя на тему: Разработка структуры конспекта НОД в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2020
Посередине листа, это заголовок, пишется образовательная область, тема конспекта, возрастная группа ( например: Конспект НОД по реализации образовательной области познавательное развитие на тему : «Как растения пьют воду» с детьми дошкольного среднего возраста (ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 2).
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора, его должность, № группы. ( например: Окутина Е. И., воспитатель средней группы № 4) (ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 2)
Внизу титульного листа, посередине пишется город, а еще ниже год, когда написан конспект. ( например: г. Зима 2020 г.)
Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель?
Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся.
Цель рекомендуется определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. (ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 3) ( например: создание условий для формирования у дошкольников знаний о том, как вода поступает в растения)
Задачи формировать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. д.
Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели бывают:
Образовательные: пишется, чему будем обучать детей на данном занятии. Употребляем глаголы учить, способствовать, формировать умение, создавать условия, развивать и т. д. ( ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 3 например: Учить детей определять причинно-следственную связь, позволяющую наблюдать процесс поглощения воды цветком хризантемы.)
Развивающие: пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств. ( ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 3 например: Развивать умение анализировать и делать выводы, умозаключения по итогу эксперимента, память, внимание, мышление.)
Воспитательные задачи это - какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии. (например ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 3 Воспитывать инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать друг с другом).
Если же группа комбинированной направленности, то нужно прописать коррекционные задачи. ( ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 3 например: Ввести в активный словарь детей слова: лаборатория, прожилки.)
Помните, что каждая новая задача пишется с новой строки. 3-5 задач будет достаточно.
Потом прописываем форму организации: групповая, подгрупповая (на данном примере взято 6 человек значит это какая форма)
Следующее что прописываем – методы и приемы (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).
Дальше мы прописываем материалы и оборудование – перечисляется, какое оборудование будет использовано на данном НОД ( например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т. д. в нашем случае мы взяли по количеству детей: цветы хризантемы, емкости с водой, пищевые красители разных цветов, одноразовые ложки, салфетки тканевые. Комнатное растение, кружка с водой, влажные салфетки, клеенки.
После прописываем, какая велась предварительная работа с детьми (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т. д.).
( Например: если рассматривать тему которую мы взяли для примера. То это может быть:беседа о строении растений, ознакомление с правилами работы в «лаборатории», просмотр мультфильма «Цветик – семицветик», дидактическая игра «Букет цветов».
Если берем демонстрационный материалуказываем, где перечисляем не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размер.
Так же описываем раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.
Далее описывается структура занятия. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Структура занятия состоит из 3 частей:
Время занятия зависит от возраста группы.
Если мы с вами взяли для примера средний возраст. То она выглядит примерно так: ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ 4
I. Вводная часть – 3 минуты.
(мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.
(ДАЛЕЕ просмотр отрывка занятия и анализ с молодыми педагогами, что они увидели)
II. Основная часть – 15 минут.
(содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.
(Так же идет просмотр основной части и анализируется)
III. Заключительная часть – 2 минуты.
(рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.
(Так же идет просмотр основной части и анализируется)
И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Мы сейчас вам предлагаем ход занятия разделить на три части.
(коллеги выполняют практическую часть)
Надеемся, эта методическая рекомендация поможет всем воспитателям, особенно молодым, которые только начинают свой путь.
Пример описание хода занятия раздать коллегам и попросить разделить его на три части.
Ход занятия:
В группе сидит Незнайка, около него цветок в горшке и кружка с водой.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, не заметили ли вы что – то или кого-то необычное в группе? (дети обращают внимание на Незнайку)
Воспитатель : Незнайка, здравствуй, а что это ты задумал?
Незнайка: Вот хочу цветочек напоить, только не пойму где у него рот, куда кружку подносить.
Воспитатель : Смешной ты, Незнайка, это только так говорят, что растения пьют. А ведь действительно, что значит «пьют»? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Чем же растения пьют воду, как вы думаете, ребята?
Дети: Корнями.
Воспитатель : А почему же нам не видно как пьют цветы?
Ответы детей: Потому что корни цветка находятся в земле.
Воспитатель : А через землю мы сможем увидеть корни цветка?
Дети: Нет
Воспитатель : А почему?
Дети: Потому что, она не прозрачная.
Воспитатель : Ребята, а вы бы хотели увидеть, как это происходит?
Ответы детей: Да.
Воспитатель : Прежде чем, мы это узнаем, как растения пьют воду предлагаю вам вспомнить из каких частей состоит цветок.
Игра на интерактивной доске «Собери цветок» (Корень, стебель, лист, цветок) 3 человека. Первый выходит Незнайка и составляет цветок с ошибками. Затем дети показывают как правильно.
Незнайка: Ой, ребята, я так уже устал, что мои глаза закрываются.
Воспитатель : Незнайка, мы с ребятами тебе покажем, как разбудить наши глаза.
Гимнастика для глаз
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро)
Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза)
Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
Незнайка: Как здорово цветочками поиграли, я понял, что цветочки очень красивые, у них есть стебелек, листики, и все-таки я не понял, как они пьют воду, чтобы быть такими красивыми?
Воспитатель : Ребята, поможем незнайке ответить на его вопрос?
Воспитатель : Мы поместим в воду цветок и будем наблюдать. Что мы можем сделать, чтобы вода имела цвет?
Ответы детей: Покрасить ее красками.
Воспитатель : Приглашаю вас в лабораторию (дети занимают места). Нам понадобятся живые цветы – хризантемы, вода, краситель, стаканчики, ложки и салфетки. Незнайка, идем с нами.
Воспитатель : Возможно, результат будет виден только через некоторое время, так что наберитесь терпения. Давайте разомнем наши пальчики.
«Цветы растут»
Высокие, красивые Скрещенные руки с широко расставленными
пальцами медленно опускаются.
Цветы у нас растут. Ладони вместе соприкасаются пальцами и
запястьями.
А корни под землею Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами,
соприкасаются запястьями.
Для них водичку пьют. Руки опустить вниз, ладони соединить
обратной стороной, широко расставить
пальцы.
Воспитатель : Молодцы! А теперь приступайте к работе, юные исследователи!
Дети самостоятельно проводят необходимые действия, наблюдают, делятся своими наблюдениями с Незнайкой и убирают свое рабочее место.
Воспитатель : Ребята и Незнайка, я предлагаю вам немного отдохнуть
Физминутка (2 раза)
Наши алые цветочки раскрывают лепесточки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветочки закрывают лепесточки,
Головки опускают и тихо засыпают.
Воспитатель : Кто хочет рассказать, что же получилось в ходе эксперимента?
Ответы детей.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на цветок, сколько у него прожилок, которые уже начали окрашиваться в разные цвета - это и есть трубочки-сосуды, по которым поднимается вода.
Включает видео и комментирует его. У всех растений есть эти трубочки, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое - от огромных деревьев до маленькой петрушки. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев. Иначе растение может погибнуть. А почему мы должны беречь растения?
Ответы детей: О растениях нужно заботиться, потому что они очищают воздух, которым мы дышим, и украшают наш мир.
Воспитатель : Теперь ты Незнайка понял, как растение пьет воду?
Незнайка: Понял, спасибо вам большое! Вы настоящие исследователи!
Воспитатель : А вам, ребята, понравилось быть исследователями?
Воспитатель : Кому мы сегодня помогли?
Воспитатель : А что у него случилось?
Воспитатель : Что мы для этого сделали?
Воспитатель : Что вам понравилось больше всего?