Аверьянова Наталья Викторовна
Практико-ориентированный проект «Вовлечение родителей в педагогический процесс через использование технологии проектирования»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
С введением ФГОС детский сад обязан создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Вовлечение родителей в педагогический процесс через использование технологии проектирования“» размещена в разделах
В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей- 85% не знают, что такое проектная деятельность и как осуществлять процесс обучения ребенка с учетом данного подхода. И только единицы -15% имеют небольшие представления о том, какую роль играет исследовательская деятельность в развитии ребенка Поэтому я решила разработать проект по вовлечению родителей в педагогический процесс через использование технологии проектирования.
Цель проекта : создание условий для привлечения родителей в образовательный процесс через проектный метод.
Анализируя различные формы взаимодействия искала такие, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовать свою деятельность, и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми, которые бы не оставляли их равнодушными слушателями, а делали бы равноправными, заинтересованными участниками.
Внедряя технологию проектной деятельности в нашем ДОУ соблюдала требования к ее использованию :
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;
-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельная деятельность детей;
-структурирование содержательной части проекта;
-использование исследовательских методов (наблюдения и др.).
Задачи использования данной педагогической технологии :
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.
На начальном этапе проекта составила план работы, подобрала материалы по темам проектов, определила содержание и формы взаимодействия с родителями по проектной деятельности. Разработала конспекты консультаций для родителей, памятки, буклеты, презентации.
На втором этапе озвучила консультацию для родителей по теме проектной деятельности для того, чтобы помочь родителям разобраться, что такое проект и проектная деятельность для дошкольников, приготовила памятки для родителей "Как правильно составить и реализовать проект". Кроме того, организовала родителей, и провела деловую игру с целью повышения их компетентности в вопросах проектной деятельности с дошкольниками. А также показала мастер-класс, в котором научила родителей, как правильно реализовывать технологию проектирования с дошкольниками.
Главную часть работы над проектами выполняют дети. Во время работы они учились самостоятельно выбирать тему проекта, ставить цель и искать пути ее достижения. Ребята при помощи родителей собирали различный необходимый материал для реализации своих проектов. При этом они самостоятельно проводили наблюдения и эксперименты, придумывали и обыгрывали различные ситуации, делали выводы и умозаключения. В практической части проекта дети создавали макеты, коллажи, делали зарисовки, используя при этом различный природный и бросовый материал.
В течение года, детьми совместно с родителями были реализованы следующие проекты :
• «Путешествие Чипполино"
• «Семейные традиции»
• «Приготовление творога в домашних условиях»
• «Волшебный лимон»
• «Я и мой папа»
• «Полезная и вредная еда»
• «С какого дерева веточка»
• «Путешествие воды»
• «Удивительная соль»
• «С чего начинается Родина?»
• «Почему глаза не мерзнут зимой»
• «Почему мы слышим звук?»
• «Муравьи»
• «Вторая жизнь ненужных вещей»
На третьем этапе в нашей группе для родителей проводим «День открытых дверей», открываем выставку, где каждая семья презентует свою творческую работу. Далее для всех участников проекта проходит «Минута славы» с фото – сессией, различными поощрениями для летописи группы.
После итогового анкетирования выяснила, что 87% родителей стали активно включаются в совместную работу с детьми по проектной деятельности в ДОУ.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что система педагогической деятельности, направленная на развитие познавательных способностей через организацию проектной деятельности и выбранные формы работы, являются эффективными. Родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками проектов, а также нашими помощниками. Они стали проявлять интерес к жизни группы, поддерживать своих детей, научились выражать восхищение и восторг от результата и продуктов детской деятельности.
В перспективе на будущее планирую продолжать работу по привлечению родителей к проектную деятельность ДОУ.