Наталья Лукьянова
«Калейдоскоп эмоций». Практико-ориентированный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Практико-ориентированный проект
«Калейдоскоп эмоций»
Длительность проекта - 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы «Буратино»
Слайд 2
Актуальность темы:
Развитие эмоциональной сферы ребенка является актуальной на протяжении многих десятилетий, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет важную роль в жизни. Изменения, в последние десятилетия происшедшие в российском обществе, отразились и на жизни дошкольников: изменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации. Это не может не отразиться на развитии их эмоциональной сферы. Необходимость и важность изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности.
Л. С. Выготский определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Эмоции определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта.
Слайд 3
Современные условия общества, не стабильность в семейных отношениях. Недостаточное общение и внимание со стороны родителей, приводят к обострению чувствительности ребёнка, повышения уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.
Слайд 4
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обобщает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Слайд 5
Поэтому мы взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, грусти, сочувствия, гнева и других переживаний.
Слайд 6
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они являются частью коммуникации, помогают человеку выражать свое отношение к происходящим вокруг событиям. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера играет очень важную роль. Всё общение строится на способности всех участников коммуникации считывать эмоциональное состояние друг друга.
Цель: продолжать учить детей распознавать свои эмоции и потребности, понимать эмоции окружающих; доброжелательно и эффективно взаимодействовать в социуме.
Слайд 7
Задачи:
1. Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.
2. Обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств.
3. Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний.
4. Развить у детей способность к сопереживанию.
5. Учить установлению связи между событием и эмоцией.
6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
7. Пополнить предметно-развивающую среду пособиями необходимыми для развития эмоциональной сферы.
Слайд 8
В ходе проекта использовались следующие методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
Игры: подвижные, дидактические, психологические
• Психогимнастика
• Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
• Коммуникативные упражнения
• Мимические и пантомимические этюды
• Театрализованная деятельность
• Музыкотерапия
• Рисование под музыку
• Сказкопетерапия
Слайд 9
Ценность проекта состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, элементов тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении мы делали акцент на развитие следующих умений:
• Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно, страшно и т. д.)
• Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Слайд 10
Предполагаемый результат.
Дети научатся понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами. Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Слайд 11
Ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. «Два барана», «Солнечный зайчик», «Джинн».
Слайд 12
Коммуникативные игры («Доброе животное», «Поводыри», «Художники-натуралисты»)– игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечить другого вербальными и невербальными ощущениями.
Слайд 13
Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».(«Наши чувства», «Эмоциональные лица»)
Игры направленные на развитие воображения: вербальные, невербальные игры, мыслительные картинки «Садовник», «Подбери эмоцию».
Слайд 14
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой.
Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по своему выраженных для развития эмоциональной сферы ребёнка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей. Пальчиковый театр «Как медвежонка все полюбили», «Мне не страшно».
Слайд 15
Психогимнастика: психогимнастические, психофизические упражнения. «Цветок», «Волны шепчут имя», «По тропинке в лес пойдем»
Слайд 16
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Предметно-пространственная среда должна помогать в воспитательно-образовательном процессе. «Настроение в рисунках», «Театр настроения» «Наши чувства».
Слайд 17
Работа над проектом позволила получить такие результаты:
- улучшение эмоционального состояния дошкольников;
- развитие коммуникативных навыков детей старшей логопедической группы;
- снижение уровня тревожности воспитанников;
- повышение статуса детей в группе;
В процессе реализации проекта были разработаны материалы:
• Картотека упражнений на релаксацию.
• Картотека психотерапевтических игр.
• игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях.
• игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции.
• игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения.
• игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь
попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.