Анастасия Лебедева
Практико-ориентированный проект для детей старшего возраста «На чём музыка держится, или Три Кита»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра –могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
Э. Жак-Далькроз
Тип проекта
-По доминирующему методу – творческий;
-По характеру содержания – ребенок и его культурные ценности;
-По характеру участия ребенка в проекте – участник и исполнитель;
-По характеру контактов – внутри возрастной группы;
-По количеству участников – групповой;
-По продолжительности – средней продолжительности.
Публикация «Практико-ориентированный проект для детей старшего возраста „На чём музыка держится, или Три Кита“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Цель проекта : Расширять представления детей об основных жанрах музыки : песне, танце, марше; создание условий для самостоятельных музыкально-ритмических импровизаций детей; пополнение предметно-развивающей среды группы.
Задачи проекта :
-Развивать слуховое восприятие, внимание и память;
-Расширять знания детей о музыкальных терминах;
-Воспитывать у дошкольников любовь к музыке.
Осуществление проекта : в рамках педагогической системы ДОУ
Методы проекта : игровая ситуация; прослушивание музыкальных произведений классической и современной музыки; танцевальная импровизация под музыку Р. -Корсакова «Море»; отгадывание загадки. Игры «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; игровые занятия на ознакомление с жанрами музыки, занятия по художественно-эстетическому, познавательному и речевому развитию детей, рассматривание иллюстраций морских обитателей, чтение стихов и сказок, дидактическая сказка, проблемные ситуации.
Содержание проектной деятельности :
1. Подготовительный этап: игры «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; разучивание песни «Золотая горка»; прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
2. Основной этап: музыкально-дидактическая игра «На чём музыка держится, или Три Кита».
Задачи игры:
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.
Образовательные:
-познакомить детей с портретом композитора Д. Б. Кабалевского;
-побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;
Развивающие:
-продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;
-развивать психические процессы: память, воображение, мышление;
- развивать умение отгадывать загадки;
-развивать творческое воображение.
Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудиодиск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д. Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках
3. Этап: Перспектива развития игры – изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; мультимедийная игра на музыкальном занятии с использованием карточек.
4. Этап: Музыкальный досуг «Музыкальная викторина «Три Кита Музыки». Перенос полученных умений и навыков, игровых действий в свободную деятельность. Самостоятельное использование детьми музыкальной дидактической игры «Три Кита» .
5. Этап: Результат данной деятельности –музыкальный досуг «Музыкальный калейдоскоп «Жанры музыки»; пополнение развивающей среды в группе настольной музыкально-дидактической игрой «Три Кита музыки», способствующей музыкальному развитию детей.
План проектной деятельности.
Этапы проекта Задачи проекта Проектные мероприятия Временной отрезок исполнения
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей
1. Целеполагание (выбор темы) Образовательные:
-знакомить детей с различными способами и источниками получения и распространения информации о жанрах музыки.
Развивающие:
-развивать интерес к основным музыкальным жанрам, развивать любознательность и интеллектуальную активность
Воспитательные:
-воспитывать у детей потребность познавать мир музыки, беседовать с детьми о музыке. Музыкальный руководитель собирает детей старшей группы и говорит : «Ребята, для вашей группы почтальон принес посылку. Давайте её откроем?»
Открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами : «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Море музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» М. р. спрашивает детей, знакомы им эти Киты или нет. Что можно сделать, чтобы узнать про них? ( ответы: можно прочитать в книжке по музыке, найти в интернете вместе с родителями, придумать самим про них сказку, написать звуковое письмо Сочиняйкину и спросить у него). Какой способ вы хотите выбрать?»
Педагог готовит карточки-тесты для родителей, раздаёт их детям и просит выполнить задания. Дети участвуют в придумывании заданий к играм «Повтори, как я», «Придумай ритм», «Подбери музыкальные инструменты к маршу»; играют в эти игры; разучивают танец «Буги-вуги»; разучивают песню «Золотая горка»; прослушивают пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», отвечают на вопросы педагога; выбирают способ получения информации о музыкальных жанрах.
Получают карточки-тесты (памятки для родителей) и берут их домой.
2. Подготовка к проекту. Образовательные:
-познакомить детей с основными музыкальными жанрами : песня, танец, марш.
-совершенствовать исполнительские навыки детей в пении, движении и игре на музыкальных инструментах;
Развивающие:
-развивать творческие способности в музыкально-ритмических
импровизациях;
-развивать музыкальную память, внимание, воображение,
Воспитательные:
-воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность
Познавательные минутки-беседы «Знаешь ли ты?», помогающие заинтересовать ребёнка, зарождающие у детей состояние «хочу знать»;
-«Звуковое письмо Сочиняйкину», придуманное и записанное вместе с детьми;
-танцевально-пластические импровизации на тему морских обитателей («Море» Р. -Корсакова);
- Посылка от Сочиняйкина,
-показ презентации сказки с элементами развлечения «На чём держится музыка, или Три Кита». - Активное участие в беседах по карточкам-тестам : дети рассказывают, что им удалось узнать о Китах музыки дома, вместе с родителями;
-участие в записи звукового письма Сочиняйкину;
-придумывание пластических импровизаций, изображающих морских жителей;
- активное участие в просмотре презентации игры «На чём держится музыка, или три Кита» : пение знакомой песни «Золотая горка», исполнение танца «Буги-вуги», игра на музыкальных инструментах пьесы П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»;
-отгадывание загадки.
3. Реализация проекта Образовательные :
-предлагать вспоминать знакомые песни, танцы, марши, сравнивать их и выбирать песню, танец, марш для музыкально-дидактической игры «Три Кита»;
-побуждать детей изготавливать цветные карточки для муз. -дид. Игры;
Развивающие:
-развивать мыслительные способности и умение сравнивать знакомые муз. пьесы;
Воспитательные:
-воспитывать у детей любовь к музыкальным жанрам и желание исполнять их;
-воспитывать умение
слушать друг друга;
-закреплять умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций. -
-Организует работу по изготовлению карточек к настольной муз. -дидактической игре;
-Проводит консультацию с родителями по придумыванию загадок к разным видам жанра песни, танца и марша;
-Выполняет мультимедийный вариант игры на компьютере;
-Проводит мини-концерты со старшими детьми для малышей по теме «Жанры музыки»;
-Составляет сценарий досуга для детей старшей и подготовительных групп «Музыкальная палитра»;
-Составляет мультимедийную игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
-изготовление и раскрашивание карточек с изображением различных видов песни, танца и марша; придумывание и подбор загадок к карточкам игры – задание для родителей; - участвуют в мультимедийной игре на музыкальном занятии с использованием карточек настольной муз. -дид. игры.
4. Презентация проекта Образовательные :
-закрепить приобретённые знания о видах музыкальных жанров;
Развивающие:
- совершенствовать музыкально-исполнительские навыки детей;
-развивать у детей мотивации к пению, танцам, игре на музыкальных инструментах;
Воспитательные:
-обогащать эмоциональный опыт детей через участие в музыкальных мероприятиях;
-совершенствовать коммуникативные навыки. -Участвует в проведении досуга «Музыкальная палитра» в роли ведущей;
- Показывает игру-презентацию «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
-Решает организационные вопросы: место и время проведения мероприятия и т. д.
-Награждает победителей викторины диском с игрой «Три Кита» (на группу). -Участвуют в досуге «Музыкальная палитра»; отвечают на вопросы, исполняют песни, танцы, читают загадки.
Результат проекта :
- сценарий досуга-викторины «Музыкальная палитра»
- презентация музыкально-дидактической игры-сказки «На чём музыка держится, или Три Кита»
-мультимедийная игра «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
-совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкальной деятельности
-обогащение знаний детей о музыкальных жанрах, о способах получения и распространения информации о музыке
-картотека загадок о видах музыкальных жанров : песня, танец, марш
-настольная развивающая игра «Три Кита» для пополнения предметно-развивающей среды группы
-мягкие игрушки-киты для музыкального уголка группы.
Способ презентации: досуг-викторина для детей и родителей «Музыкальная палитра». (Праздник День Матери)
Ресурсная база проекта.
1. Информационные и программно-методические ресурсы.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
- Программа «Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект. / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова. М. : Просвещение, 2014.
- Э. П. Костина. Программа Камертон. Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста. НГЦ, 2001.
- О. П. Радынова. Парциальная программа музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Тема «Песня. Танец. Марш». ООО «ТЦ Сфера», 2014.
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. «Музыкальная палитра» С-П. 2012.
-Н. В. Дубровская. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. :Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога. М. :АРКТИ, 2004
- В. Бедерханова. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. Ж. «Развитие личности» №1/2000
-Ж. «Управление ДОУ» №№ 1/2007,2/2005,8/2008
2. Материально-техническое:
- Мультимедийная Презентация игры-сказки «На чём музыка держится или Три Кита»
-Интерактивная игра «Музыкальные загадки от Трёх Китов Музыки»
- Портрет композитора Д. Б. Кабалевского
-Ноутбук, музыкальный центр, экран,
- Фонограммы музыкальных произведений
Приложение №1.
Конспект
музыкально-познавательного игрового занятия
«На чём музыка держится, или Три Кита».
(вариант для мотивации игры в группе)
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров.
Образовательные:
-познакомить детей с портретом композитора Д. Б. Кабалевского;
-побуждать детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать представление о жанре вокальной и инструментальной музыки;
Развивающие:
-продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах;
-развивать психические процессы: память, воображение, мышление;
- развивать умение отгадывать загадки;
-развивать творческое воображение.
Игровое оборудование: Посылка, мягкие игрушки-киты, аудио-диск, микрофон, музыкальные шумовые и ударные инструменты, партитуры, придуманные детьми для игры на ударных инструментах, портрет композитора Д. Б. Кабалевского, мыльные пузыри, ленты зелёного и голубого цвета на палочках
Мотивация занятия:
Воспитатель собирает детей и говорит : «Ребята, для нашей группы почтальон принес посылку. Она ждет нас внизу, нужно ее забрать. Но все мы не можем туда пойти. Я предлагаю нескольким детям сходить вместе со мной за посылкой.» Воспитатель с подгруппой детей спускается в методический кабинет за посылкой. В группе дети вместе с воспитателем открывают посылку и читают послание, которое вложено туда вместе с игрушками-китами : «Ребята, это не простые игрушки. Это – Три Кита музыки. С ними вы можете совершить необычное путешествие в Мир музыки. Ваш лучший друг Сочиняйкин.» Посмотрите, ребята, здесь ещё есть диск, давайте пойдём в музыкальный зал и послушаем, что на нём записано». Дети вместе с воспитателем идут на музыкальное занятие, где их встречает музыкальный руководитель. Дети рассказывают ему о посылке и просят прослушать диск.
Ход занятия.
Дети садятся полукругом перед экраном. Начинается просмотр сказки о Трёх Китах. «В давние времена люди думали, что Земля держится на трёх китах и плавали киты в море Музыки».
Дети выполняют первое задание игры: «превращаются» в подводных жителей. Используя зелёные и голубые ленты, мыльные пузыри (воспитатель) – изображают картину подводного царства.
Продолжают просмотр сказки, сидя на стульчиках. «Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали – «Танец», другого кита звали – «Песня», третьего кита звали «Марш». Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в Море Музыки главный?» «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится».
Дети слышат и узнают музыку знакомого танца. Музыкальный руководитель предлагает потанцевать вместе с Китом танец «Буги-вуги».
Дети танцуют современный массовый танец «Буги-вуги».
После танца дети продолжают просмотр сказки. «Тут Кит по имени Песня ему возражает : «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстаётся, даже маленький ребёнок очень любит петь. Песня помогает трудиться, отдыхать и веселиться».
Музыкальный руководитель предлагает спеть песню «Золотая горка» вместе с Китом Песня.
Дети поют знакомую песню «Золотая горка» (Д. Тухманов, Ю. Энтин, передавая микрофон друг другу.
Продолжают просмотр сказки. «Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Со мной человек тоже всю жизнь не расстаётся – я с ним на параде шагаю, в бой веду, спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!»
Музыкальный руководитель предлагает детям взять музыкальные инструменты и вместе с китом Марш сыграть «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети берут партитуры для своего музыкального инструмента и рассаживаются в оркестре.
Дети исполняют пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Продолжается сказка. «Спорили они, спорили, и решили позвать Человека, чтобы он решил их спор. Послушайте, ребята, про кого эта загадка? «Кто пишет музыку для нас, мелодии играет, стихи он с музыкой подружит, кто песни сочиняет?» Дети отгадывают загадку.
«Смотрят, в море Музыки купается композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Помоги нам, композитор, решить, кто в море Музыке главнее? Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, танец и Марш – одинаково важны, потому что музыка на этих «Трёх Китах» держится».
«И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споём для китов из сказки свою любимую песню». Дети исполняют песню «Осенние подарки».
В заключении музыкальный руководитель хвалит детей. Воспитатель благодарит музыкального руководителя за помощь и предлагает детям взять посылку и возвратиться в группу.
Приложение № 2.
Картотека загадок
о видах музыкальных жанров : песня, танец, марш
1. Загадки от Кита Танец.
1)Лишь музыка начнёт играть, не могу я устоять.
На щеках моих румянец, когда я исполняю … (Танец)
2) Друг друга за руки возьмём и по кругу мы пойдём,
Песню дружно запоём, что же с вами заведём? (Хоровод)
3) Мы по льду с тобой скользим, на коньках танцевать хотим.
На конкурс я с тобой пойду, конкурс называется…. (Танцы на льду)
4) Мы султанчики возьмём, аэробику начнём,
Танец наш такой активный, называется…. (Спортивный)
5). Ярко зал засверкал! Здесь у нас сегодня бал!
Мальчик девочку на танец приглашает,
На балу какой же танец начинают? (Бальный)
2. Загадки от Кита Песня.
1) Я - ваша подруга, я - ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится!
Со мною, друзья, всегда интересно!
Узнали, кто я? Я детская…. (Песня)
2) Перед хором я сто, все молчат, а я пою!
Кто же я? Что за артист? Ну, конечно же….(Солист).
3) Вместе петь, ребята, нужно, складно, слаженно и дружно!
Песней полон коридор, так старается наш… (Хор)
4)Эту песню нам пела мама, когда колыбель качала.
Что за песня? (Колыбельная)
5) Спектакль этот необычный, здесь все поют всегда отлично!
А когда поют всегда, называют…. (Опера)
3. Загадки от Кита Марш.
1)Мы на праздник идём, как нарядно кругом!
Музыкант играет наш праздничный, весёлый…. (Марш)
2) Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. Что это за марш? (Военный марш)
3) Любим спортом заниматься! Как шагает детвора!
Ножки ловко поднимаем и считаем –раз! два!
Громко музыкант играет наш и звучит… (Спортивный марш)
Приложение №3