Татьяна Косенкова
Практика «Безопасный пешеход начинается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование организации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Субъект Российской Федерации: Воронежская область
Направление практики : «Безопасный пешеход начинается с детства»
Направление практики : Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка.
Обоснование актуальности:
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма – в чем проблема?
Публикация «Практика „Безопасный пешеход начинается с детства“» размещена в разделах
Каждый ребенок, начиная с 3-х летнего возраста, знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же!- мама бежит с ним на красный! А ведь дети в детском саду изучают ПДД. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное и современное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Именно поэтому стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. В этом должны принимать участия не только дошкольные учреждения, школы, но и родители, которые имеют главную роль в воспитании своего ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.»
Содержание практики :
В рамках реализации работы в этом направлении педагогами нашего детского сада было принято решение о разработке проекта: «Безопасный пешеход начинается с детства». Целью проекта является: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повышение компетенции родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей. Особенностью данного проекта является деятельность педагога с детьми и их родителями в рамках ДОУ, в которой проявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе обучения безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у детей таких качеств, как внимание, мышление, память, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение умениям, знаниям, навыкам безопасного поведения на дорогах невозможно без выполнения детьми различных заданий с имитацией различных ситуаций на дороге и в транспорте. Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в группах создана развивающая предметно-пространственная среда по ПДД. (Рис. 1) Создаются условия для творческой деятельности каждого ребенка служить целям актуального физического и психологического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Необходимо учитывать, что ведущим видом деятельности для детей является игра, а также труд и общение, и именно на интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций.
Рис. 1 «Развивающая предметно-пространственная среда по ПДД»
В процессе реализации этого проекта проводится: анкетирование родителей детей, разработка сценариев совместных праздников, досугов, экскурсий, бесед, рекомендации, фотоматериал, проводится съемка праздников и многое другое.
Проводятся родительские собрания, где с родителями обсуждаются актуальность выбранной темы, рекомендации родителям по обучению ПДД, игры для родителей «Знатоки ПДД» и др., составление памяток для детей, анкетирование, обыгрывание дорожных ситуаций и их обсуждения, памятки родителям по ПДД и много другое.
Проводится использование информационно-коммуникативных технологий. Во время занятий по ПДД ребята просматривают мультфильмы с различными ситуациями на дороге и обсуждают верно ли повел себя персонаж. Также средства массовой информации дают свои плюсы. Детям даются задания вместе с родителями просмотреть детские передачи или мультфильмы и провести обсуждения и подвести итоги. Эта деятельность является весьма успешной для освоения детьми навыков безопасного поведения на дорогах.
Продуктивная деятельность в ходе проекта также осуществляется как в группе на занятиях (аппликации, поделки из бросового материала, лепка, рисунки, так и совместно с родителями (рисунки, стенгазеты, поделки, разучивание стихов о знаках дорожного движения, изготовление дорожных знаков и др.). (Рис. 2)
Рис. 2 «Продуктивная деятельность детей совместно с родителями по закреплению правил безопасного поведения на дорогах»
Результаты практики :
В ходе проекта я выяснила, что чем раньше дети начнут изучать культуру поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происходить различных происшествий на проезжей части улиц. По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализации проекта «Безопасный пешеход начинается с детства» у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах города. Совместная деятельность детей и их родителей в нашем детском саду успешно реализуется, поставленная цель достигается. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию к друг другу и делает их настоящими партнерами в игре и в жизни. Так как для ребенка очень важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. Активное участие родителей в работе ДОУ однозначно приносят свои плюсы.