Юлия Вячеславовна
Инновационные технологии обучения и воспитания. Педагогическое общение и сетевой этикет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Раскрыть понятие «Сетикет (нетикет)»; доказать важность использования правил сетикета для общения между всеми участниками соцсетей и мессенджеров в процессе обучения.
Задачи:
Познакомить с основными правилами сетевого этикета; формировать навыки комфортного общения в социальных сетях для всех участников; способствовать формированию желания у педагога вести свои блоги, группы, каналы в мессенджерах и соцсетях; реализовать правила пелагического общения и сетевого этике в своей деятельности
Публикация «Инновационные технологии обучения и воспитания, Педагогическое общение и сетевой этикет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Новизна практики:
Эффективность использования правил сетевой этикет доказанная на практике
Каждый из нас является активным пользователем Интернета. Мы уже не представляем свою жизнь без общения в социальных сетях, мессенджерах, форумах и чатах. В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны.
Глобальные социокультурные трансформации, затронувшие все сферы жизни современного общества, значительно изменили и образовательную парадигму. Новые вызовы времени усилили сетевую модель взаимодействия педагог-дети-родители. Эффективное взаимодействие в рамках образовательного процесса требует от педагога знаний сетевого этикета и особенностей педагогического общения в интернет пространстве. Под сетевым этикетом понимают систему правил общения и поведения в интернете. В Сети есть определенные традиции, культура и правила поведения, которые значительно облегчают общение и помогают предотвратить недопонимания и конфликты. Поэтому возникает необходимость говорить о правилах сетевого этикета. Сетевой этикет (нетикет) зародился в середине восьмидесятых годов прошлого века в компьютерной сети FidoNet (Фидо). Многие современные правила сетевого этикета, которым подчиняется общение в Интернете, появились уже в то время. Сетикет (нетикет) - это правила поведения в интернете, сокращение от словосочетания «сетевой этикет». Необходимость в таких правилах возникла с развитием интернет-сообщества - а как известно, в каждом сообществе рано или поздно устанавливаются определенные правила поведения.
В эпоху онлайн обучения педагогам необходимо овладевать навыками работы в разных программах и учиться общаться в мессенджерах, соцсетях; в некоторых ситуациях, это единственно доступный инструмент передачи знаний, общения с воспитанниками и их родителями, педагогов между собой. Комфортное педагогическое общение посредством телекоммуникационных технологий предполагает уважительное и цивилизованное отношение и следование правилам хорошего тона.
Эффективная организация обучения по средствам компьютерных технологий является первоочередной задачей для дошкольных образовательных учреждений в нестандартных условиях- пандемия,например. Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога. Использовать социальные сети в процессе общения и взаимодействия с родителями планируется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей, детей.
В помощь педагогу приходят мессенджеры, которые переросли свою первоначальную функцию – обмен сообщениями. Теперь с их помощью можно делиться контентом, учиться, хранить информацию. Можно сказать, что они стали частью образовательно процесса.
В нашем регионе используются следующие мессенджеры для общения педагога с воспитанниками и их родителями, обучения : Сферум, ВКонтакте, Telegram.
Преимущества вышеперечисленных мессенджеров и соцсетей уже определены и оценены:
-Доступность. Работает в каждом телефоне, ноутбуке, планшете, ПК
-Широкие возможности для взаимодействия при наличии устойчивого доступа в Интернет
- Похожий принцип работы
-Наличие обратной связи через письменные сообщения, голосовые сообщения, видеосообщения, проведение видеочатов, собраний, занятий.
Естественно, при создании своих групп, страниц или каналов каждый из нас руководствовался принципами правильного- педагогически выверенного построения общения всех участников. Полагаясь на личный опыт и информацию из различных источников, были составлены следующие правила педагогического общения и сетевого этикета :
1. Приглашение вступить в группу, чат, сообщество должно быть ярко оформлено, информативно, но не содержать много лишнего текста, основное – ссылка-приглашение, по которой каждый участник может присоединиться к сообществу.
2. Особое внимание стоит уделить распространению персональных данных. Возможно вступление в чат под ником, псевдонимом заранее сообщённому педагогу-администратору для подтверждения личности участника. Полученные материалы, выполненные задания не распространяются без согласия в сети, личные данные не публикуются в общий чат. Отправлять сообщения возможность есть всегда, но необходимо донести до ведома, что существуют временные рамки общения в мессенджере, оптимальное время: с 8.00 до 20.00. Именно в этот период возможна непосредственно коммуникация между участниками и любая деятельность связанная с педагогической деятельностью- проведение видеочатов, размещение материалов, выставление выполненных заданий.
3. Опубликованная информация, задания, материалы в чатах должны соответствовать темам и дозированно распределены в течении рабочей недели для удобства их выполнения и возможности обсуждения.
4. Перед отправкой любой информации в группу её нужно внимательно прочитать и проверить, ошибки недопустимы, сообщения можно изменить и исправить. Сообщения в общих чатах не должны быть длинными. Если сообщение объёмное, то лучше прикрепить его отдельным файлом.
5. Доступ к опубликованным материалам должен иметь каждый участник сообщества, он же может высказать свою точку зрения по тому или иному ему предлагаемому для выполнения материалу, предлагать внести коррективы или дополнения, но кардинально не меняя поставленные педагогом цели и задачи.
6. Контроль и фильтрация поступающей информации в мессенджерах- основа бесконфликтного общения. Необходимо следить, чтобы обсуждаемые темы касались только участников чата. Сообщения должны быть компактными и нести только основную информацию, которую необходимо донести до участников группы, чата. И если тема переходит в непедагогическую сферу, аккуратно напомнить о главном и вернуть к теме.
7. Педагог, как администратор чата, группы, канала, сам подчиняется правилу нейтралитета в общении в сети с воспитанниками, родителями, коллегами и следит за его выполнением другими в управляемом им сообществе, чтобы поддерживать благоприятную, комфортную атмосферу между членами группы.
8. Чтобы общение не было безликим используются видеосообщения, видеочаты; в переписке для выражения эмоций- смайлы, стикеры, эмодзи. Стикеры и эмодзи позволяют избавиться от большого количества слов, тем самым экономят время для выражения реакции. Но иногда при общении их достаточно трудно интерпретировать. Важно выбирать стикеры и смайлы, одинаково понятные всем собеседникам. Правила сетевого этикета регламентируют количество смайлов, которые можно использовать в одном сообщении - их должно быть 1-2, не больше.
9. Клавиша «Caps Lock» не используется при общении в общих чатах. Написанные капсом сообщения означают излишнее выражение эмоций, грубость и их неудобно читать. Если есть необходимость выделить важную информацию, можно выбрать другой шрифт, цвет текста.
10. В большинстве Интернет-сообществ запрещены некоторые виды поведения (флуд (распространение сообщений, не несущих никакой полезной информации, флейм («словесная война», спам (сообщения рекламного характера, оффтопик (выход за рамки заранее установленной темы общения, троллинг (намеренная провокация других пользователей с целью разжигания флейма и др.).
Таким образом, современные компьютерные технологии и возможности для общения и обучения, которые они нам дарят значительно ускорили и усовершенствовали передачу информации между всеми участниками педагогического процесса, расширили поле для творчества и самовыражения, а правила педагогического общения и сетевого этика регламентировали эту коммуникацию. Педагогам необходимо учиться и совершенствовать свою компетентность, так как в современном мире интернетобщение становится на одну ступень с очным и эффективно реализует множество образовательных задач.