Анна Полякова
Практическое занятие со студентами «Культура внешнего вида воспитателя. Что значит быть современным педагогом?»
Тема: «Культура внешнего вида воспитателя. Что значит быть современным педагогом?»
Цели занятия :
Обучающая: актуализация представлений о профессии воспитателя детского сада, ее социальном значении, функциях педагогической деятельности, профессионально – педагогических умениях и навыках.
Развивающая: Формировать у студентов умение подбирать одежду, донести до студентов значимость внешнего вида воспитателя
Публикация «Практическое занятие со студентами „Культура внешнего вида воспитателя, Что значит быть современным педагогом?“» размещена в разделах
Воспитательная : воспитывать понимание сущности и значения своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Интеграционные связи: междисциплинарные- психология, педагогика.
Тип урока: практическое занятие.
Форма проведения: групповое, семинар.
Оснащение:
Ход занятия.
I.Организационный момент.
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка внешнего состояния рабочих мест;
- организация внимания.
Постановка целей: обучающей, развивающей, воспитывающей. (2 минуты).
Планируемые результаты обучения:
должны знать: основы педагогического мастерства;
должны уметь: анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
владеть навыками: реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования.
II. Ход занятия и режим времени.
Студенты делятся на группы по 6-7 человек (3 группы).
На сегодняшние занятия мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
1. Сущность и значение профессии воспитателя детского сада.
2. Профессионально-педагогические умения и личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада.
3. Что значит быть современным воспитателем?
1. Контроль теоретических знаний студентов, с учетом проверки внеаудиторной самостоятельной работы (Устный опрос) :
Работа в группах по домашнему заданию.
Было задано подготовить материал о культуре внешнего вида воспитателя.
-Еще наши бабушки говорили: «Встречают по одежке, провожают по уму!» давайте с вами сначала определим: каким стандартам должен соответствовать внешний вид воспитателя?
Каждой группе дается время для обсуждения подготовленного материала. Выслушать каждую точку зрения и сделать вывод на основании высказывания студентов. На доске записать стандарты.
2. Практическая часть :
а) проведение инструктажа.
Работать мы будем в группах. Именно поэтому вы уже поделились на группы.
б) организация работы по выполнению практического задания.
Задание 1.
Для того что ответить на первый вопрос студентам необходимо заполнить таблицу:
Кто может стать воспитателем Кому не стоит выбирать профессию воспитателя
Вывод общий по таблице: кто может стать воспитателем записать на доске во второй столбик.
Задание 2.
Выразите свое мнение о следующих утверждениях:
1. Профессионализм педагога выражается, прежде всего, в том, как он умеет научить своих воспитанников.
2. Профессионализм педагога выражается, прежде всего, в том, как он относится к своей профессии.
3. Профессионализм педагога выражается в том, как он умеет влиять своей личностью, на личность воспитанника.
4. Профессионализм педагога выражается в том, как ему удается побудить воспитанников к личностному самосовершенствованию.
Аргументируйте свои суждения по каждому из утверждений. Выберите из них то, которое соответствует вашим представлениям о профессиональном педагоге.
Задание 3.
Для воспитателя имеет большое значение умение мыслить и поступать логично, правильно классифицировать предметы и явления. Предлагаем тест, по результатам которого можно оценить эти умения.
Подчеркните одно «лишнее» из пяти приведенных слов.
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
4. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
5. Лист, почка, кора, дерево, сук.
6. Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
7. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
8. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
11. Молоток, гвоздь, клещи, топор, пила.
12. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
13. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
14. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
Комментарии к заданию 3: правильные ответы: 1 -маленький, 2 — злой, 3 — сало, 4 — постепенно, 5 — дерево, 6 — постройка, 7 — наказывать, 8 — голубой, 9 — курятник, 10 — волнение, 11 — гвоздь, 12 — вечер, 13 — землетрясение, 14 — спокойствие.
Результаты: 1—2 ошибки — вы логичны как в своих поступках, так и в оценках поступков другого;
3—4 ошибки — в общем, вам нельзя отказать в логичности;
5—6 ошибок — вас бывает трудно понять окружающим, да и вы их, пожалуй, понимаете не всегда;
7 и более ошибок. комментарии, как говорится, излишни.
Задание 4.
Для любого педагога, а для воспитателя особенно, большое значение имеет умение поговорить, выслушать, наладить контакт, понятно объяснить и самому понять ребенка. Это коммуникативные умения, формируются в процессе обучения и педагогической практики. Основой для развития педагогических коммуникативных умений являются навыки, умения и способности обычного человеческого общения.
Вашему вниманию предлагается тест на определение коэффициента общительности.
Ответьте на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно : «да», «нет», «иногда».
1 Вам предстоит совершенно обычная встреча по делу или просто так. Мешает ли вам ее ожидание заниматься своими делами как обычно?
2. Не откладываете ли вы неприятный разговор или встречу до последнего момента?
3 Вызывает ли у вас неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании, конференции или подобном им мероприятии.
4 Вам предлагают выехать в город, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избежать этой командировки?
5 Правда ли, что вы не любите делиться своими переживаниями с кем бы то ни, было из близких или посторонних?
6 Раздражает ли вас, когда незнакомый человек на улице обращается к вам с просьбой (показать дорогу, назвав время, ответить на какой-то вопрос?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов» и «детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть небольшую (но и не ничтожно малую) сумму денег, которую занял месяц назад?
9. В кафе или столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Вы оказались один на один с незнакомым человеком в обычной бытовой ситуации — в приемной директора, перед кабинетом врача, в купе поезда. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Правда ли, что вы скорее откажетесь от своего намерения, нежели встанете в хвост и будете ждать своей очереди?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные независимые оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы во внимание не принимаете. Это так?
14. Вы услышали в разговоре с друзьями высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам, но в данном случае непринципиальному вопросу. Промолчите ли вы, не обращая внимание на чужое заблуждение?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба разобраться в том или ином деле или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку, знания) в письменной форме, чем в устной?
Оцените свои ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» -- 1 очко, «нет» — 0. Сложив результаты, вычислите общее число очков и определите, насколько развита у вас общительность.
30—32 очка. Вы очень необщительный человек. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя, иначе ваша некоммуникабельность может стать серьезным препятствием при овладении педагогической профессией.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете, эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эту особенность характера. Разве не бывает, что, сильно увлекаясь, вы становитесь раскованы и общительны? Если педагогика — ваше призвание, то стоит приложить усилия и развивать коммуникабельность.
19—24 очка Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. На основе такого уровня общительности легко формируются педагогические коммуникативные умения.
9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.
4—8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине преподаватели и ровесники относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этим!
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером и подумать, по плечу ли вам профессия воспитателя.
Задание 5.
Познакомьтесь с перечнем качеств (свойств, черт характера). Затем заполните таблицу.
патриотизм, гражданственность
демократичность
гуманность, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, внимательность, заботливость, душевность.
принципиальность, ответственность
коллективизм
творчество
работоспособность, целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, предприимчивость, деловитость, организованность, собранность
толерантность, миролюбие.
эрудированность, наблюдательность, сообразительность, любознательность
тактичность, совестливость, вежливость, обходительность, предупредительность, ласковость
коммуникабельность
обидчивость, леность, агрессивность, жестокосердие, самовлюбленность, недобросовестность, лживость, равнодушие, инертность, необязательность, чванливость, жадность,
доверчивость, открытость, скромность, честность, справедливость, искренность,
чувство собственного достоинства, критичность, конструктивность, уверенность, оптимистичность.
Какие качества личности необходимы воспитателю? Значение этих качеств личности
Сделать общий вывод по таблице.
Задание 6.
Было задано подготовить материал на тему: что значит быть современным воспитателем.
Каждой группе дается время для обсуждения подготовленного материала. Выслушать каждую точку зрения и сделать вывод на основании высказывания студентов.
3. Рефлексия по новому материалу (научились ли использовать полученные знания и умения).
Подведем итог.
1. Воспитателем может быть человек, который обладает следующими качествами личности:
2. Внешний вид воспитателя должен соответствовать следующим стандартам:
3. Современный воспитатель должен быть :
4. Итоги занятия.
Краткий вывод о проделанной работе, устная оценка работы обучающихся с краткими комментариями; краткая перспектива на следующее занятие.
-Как вы считаете, смогли ли мы ответить на те вопросы, которые ставили в начале занятия?
5. Задание самостоятельной работы на дом.
Следующее занятие тоже практическое. К нему вам необходимо подготовить определение понятиям «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача» и повторить тему «Современные требования к личностным и профессиональным качествам педагога».
Спасибо за работу.