Елена Лысоконь
Практическое занятие с родителями. Тема «Мяч и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект практического занятия с родителями.
Тема «Мяч и речь»
Цель:
- научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
- расширять словарный запас детей и родителей;
Публикация «Практическое занятие с родителями, Тема „Мяч и речь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- развивать артикуляционный аппарат детей;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие).
План занятия :
1. I. Теоретическая часть
- Когда появились мячи?
- Для чего нужен мяч?
1. II. Практическая часть
- Развитие речевого дыхания и психологической базы речи.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие общей моторики.
Оборудование:
- проектор, экран, ПК;
- презентация;
- ножницы,
- альбомные листы с нарисованными кругами;
- цветные карандаши;
- клей;
- нитки (для бумажных мячиков);
- фольга;
- резиновые мячи по количеству детей в корзине;
- массажные мячи по количеству детей в мешочке;
- каучуковые мячи для пальчиковой гимнастики;
- картинка зашифрованная (мяч с ушками);
- зеркала по количеству детей;
- салфетки.
Ход занятия
Теоретическая часть.
СЛАЙД№ __Мячи появились очень давно.
СЛАЙД№__Раньше в России мячи шились из тряпок и набивались соломой, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались.
СЛАЙД№__Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, таких, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми.
СЛАЙД№__И вот, люди долго экспериментировали, и впоследствии, получили резиновые мячи, наполненные воздухом, которые были очень прыгучие. Как и в Древней Руси, так и сейчас дети очень любят играть с мячом.
Логопед:Для чего нужен мяч? (ответы родителей)
Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы,
Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Как можно играть с мячами, сегодня мы вам покажем.
Практическая часть.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Логопед. -Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
Логопед. -А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Логопед. -Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
Логопед. -А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота. Правило дыхания то же.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети (а затем мамы) дуют, «загоняют мячики в ворота».
СЛАЙД№__Пальчиковая гимнастика
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперёд его качу;
Вправо-влево, как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю.
СЛАЙД№__Во время игры сигнал компьютера – электронное письмо. «Дети, чтобы поиграть с мячами, вам нужно выполнить задание: провести гимнастику для язычка». Гимнастика на экране для шипящих звуков.
Упражнения артикуляционные:
1 «Улыбка»
2 «Расчёска»
3 «Блинчик»
4 «Чашечка»
5 «Вкусное варенье»
6 «Дятел»
СЛАЙД№ __После выполнения детьми и родителями речевой гимнастики, появляется картинка на экране мяча с ушками.
Логопед:Кто скажет, для чего эти мячи?
Вот сейчас дети будут прыгать на мячиках, выполняя гимнастику для тела, а родители немного подстрахуют или вместе с детьми сделают небольшую гимнастику.
Мой веселый, звонкий мяч, (прыгают на месте)
Ты куда пустился вскачь? (прыгают вокруг себя)
Желтый, красный, голубой — (прыгают по кругу друг за другом)
Не угнаться за тобой. (останавливаются)
Логопед. -Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.
Логопед. -А теперь поиграем.
1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?
Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.
Логопед. -Я предлагаю с одним из мячиков поиграть. Согласны? Тогда и мамы и дети вставайте в круг. Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.
У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: мячи какие?
Логопед. -Молодцы, сейчас родители присядут на стульчики, а мы с детьми поиграем.
Дидактическая игра «Поймай — скажи»(показ детьми) Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного.
Например: корова — что делает? Мычит.
Кошка —.
Собака-…
Утка-…
Мышь.
Лошадь-…
Гусь.
Свинья-…
Баран-…
Логопед. -А теперь дети присаживаются на стульчики, а с мамами поиграем.
Вставайте мамы в круг.
«Поймай — скажи наоборот» (с родителями.) Антонимы.
Широкий.
Длинный.
Светлый.
Больной-…
Высокий-…
Толстый.
Красивый-…
Родной.
Молодой-…
Логопед. -Молодцы наши мамы. А сейчас я предлагаю поиграть в паре – мама с ребёнкам.
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т. д.
Логопед. -Очень хорошо! Ребята, а мячики захотели с нами поиграть в прятки. Поиграем? Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия.
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь вставайте в круг.
Много с мячиком играли
И немножечко устали. (идём по кругу)
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок. (Вдох носом, выдох через трубочку)
Сдуем мы его руками (хлопнули)
И надуем снова сами. (Вдох носом, выдох через трубочку)
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы! Получайте-ка призы!
Логопед угощает всех витаминами.