синенко анна
Организация коррекционно — педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Теория обучения и воспитания
Практическое задание 3, Модуль 3. Методы обучения и воспитания
Выполнил:
слушатель Синенко Анна Григорьевна
Преподаватель:
Сапронова Светлана Александровна
г. Пермь – 2022
3.1
Публикация «Организация коррекционно — педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности» размещена в разделах
Каково назначение группы методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения?
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.
Какие подгруппы методов обучения входят в эту подгруппу? Какие конкретные методы обучения составляют каждую из этих подгрупп? Назовите эти методы.
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения школьников.
Методы формирования познавательных интересов у учащихся
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,
2) наличием познавательной стороны этой эмоции,
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии.
Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.
Учебные дискуссии. Известно, что в споре рождается истина. Спор – дискуссия – вызывает повышенный интерес к теме. Ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос типа: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению.
Все чаще можно встретить в практике работы школы и специально организуемые на уроках учебные дискуссии уже не игрового характера. Например, это могут быть учебные дискуссии, в которых старшеклассники (а такие методы являются доступными только для них) по заданию учителя изучают учебную и научно-популярную литературу, с разных точек зрения анализирующую то или иное художественное произведение, обсуждают разные точки зрения на новые физические и химические открытия. В этом случае ученики выступают как бы сторонниками различных концепций. Естественно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение о справедливости той или иной точки зрения. Этот прием используется для того, чтобы вызвать повышенный интерес к более углубленному изучению тех или иных вопросов.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие достижения в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Методы формирования чувства долга и ответственности
в учении
Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности школьников в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.
Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов:
• разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения;
• предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего гражданского, нравственного, сыновнего (дочернего) долга;
• приучения к выполнению требований;
• поощрения за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей;
• оперативного контроля выполнения требований и в необходимых случаях указания на недостатки.
Поощрение и порицание в учении
Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в учебной деятельности. Круг поощрений в школе весьма разнообразен. В учебном процессе – это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.
3.2
Проиллюстрируйте на конкретном примере с уроков или занятия в ДОУ в соответствии со своей основной специализацией реализацию метода позновательных игр:приведите фрагмент урока или занятия с указанием его темы и цели, назовите этап урока или занятия, на котором будет или былареализована познавательная игра, укажите цель этой игры и опишите ее содержание, аргоментируйте педагогическую целесообразность использования метода позновательных игр в данной ситуации.
Я работаю в детском саду и очень часто использую на занятиях игру с мячом.
Приведу пример занятия, которое недавно проводила. В данном занятии используется дидактическая игра «На что наденем?»
Цель игры – формирование и закрепление у детей представления о предметах гардероба, о том, как и когда носить одежду и обувь, как правильно надевать.
Задачи:
• формирование представления о разнообразии одежды и обуви для разных сезонов;
• обучение навыку находить подходящий предмет гардероба;
• развитие быстроты и логики мышления, внимательности, сообразительности;
• улучшение координации движений, моторики пальцев рук, глазомера;
• развитие усидчивости, концентрации внимания;
• расширение кругозора, развитие любознательности, речевых навыков;
• обучение формированию существительных и прилагательных, подбору слов по смыслу;
• формирование представления о расцветке и размерах предметов.
«Кто назовет одежду?»
Программное содержание:
Развитие фразовой речи детей. Активизировать в словаре детей предметы одежды. Учить детей использовать в речи предложно – падежной конструкции типа «на голову».
Развивать слуховое внимание, восприятие, координацию движений.
Воспитывать потребность аккуратного и опрятного своего внешнего вида.
Методы и приемы:
Беседа, дидактические игры: «На что наденем?», «Да – нет», «Я надел (а…», «Матрешка», вопросы, обобщение, поощрения.
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстраций с изображением предметов одежды, дидактические игры: «Ателье», «Наденем куклу на прогулку», «Я надел (а…», «Надень Матрешке сарафан» и др., настольные игры «Лото», «Знаю все профессии» и др.
Словарная работа :
на голову, на шею, надела, одежда.
Оборудование:
Мяч, матрешка.
Ход занятия.
1. Организационный момент (приход матрешки)
Дети называют предметы одежды, в которую одеты. Воспитатель уточняет цвет одежды и ее название.
2. Дидактическая игра «На что наденем?»
- На что наденем шапку? (- На голову.)
- На что наденем шарф? (- На шею.)
- На что наденем сапоги (брюки, носки, колготки? (- На ноги.)
- На что наденем варежки (перчатки? (- На руки.)
3. Физминутка
4. Дидактическая игра «Да — нет»
Воспитатель называет предметы одежды и в качестве отвлекающего момента – другие слова. Дети говорят «да» только тогда, когда услышат название одежды.
5. Дидактическая игра с мячом
«Я надел (а).»
Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет предмет одежды, например: «шапка». Ребенок, возвращая воспитателю мяч, произносит фразу типа: «Я надел шапку».
6. Игра «Матрешка»
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Они передают друг другу матрешку, воспитатель произносит текст. Тот, у кого в руках окажется матрешка на последних словах текста называет любой предмет одежды. Игра повторяется несколько раз.
Ты беги, беги, матрешка,
Быстро, быстро в хоровод.
У кого в руках матрешка,
Тот одежду назовет.
В конце игры воспитатель просит детей назвать одним словом то, что они сейчас называли. Все дети закрепляют обобщающее понятие «одежда».
Итог занятия. Рефлексия.
3.3
Анализ педагогической ситуации.
Познакомьтесь с данной ситуацией: Надя 9 лет. С трех лет посещает хареографический кружок, с пяти лет – театральную студию. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Способная, но несколько высокомерная девочка. Перед выступлением одноклассников со спектаклем на новогоднем празднике во время выбора ролей Надя пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше знаю, какую роль мне взять. Я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду исполнять роль принцессы. Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к педагогу.»
Решение ситуации:
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т. д., объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – принцесса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.