Светлана колесникова
Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей
2.1. Описание организации исследования
Выявление уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида». Необходимо отметить, что эксперимент проводился в группе детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Публикация «Практическое применение сказок в развитии нравственного сознания детей» размещена в разделах
Цель эксперимента: поиск эффективных педагогических условий организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников. Суть эксперимента состояла в организации работы со сказкой детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста станет эффективным, при использовании сказки, как средства формирования нравственных представлений, экспериментальная работа строилась в определё нной последовательности и включала 3 этапа:
I этап-констатирующий эксперимент;
II этап-формирующий эксперимент;
III этап-контрольный эксперимент.
На первом этапе исследования мы провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений. Для выявления уровня сформированности нравственных представлений мы провели диагностику по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей» .
Всем детям одновременно была прочитаны 2 сказки : сказка "Кошкин дом" С. Я. Маршака (Приложение 1) и русская народная сказка "Заяц-хваста" (Приложение2). Затем, чтобы избежать повторных ответов, индивидуально с каждым ребенком проводилась беседа по следующим вопросам:
. О чем эта сказка?
. Кто главные герои в сказке?
. Какие они по характеру?
. Одобряешь ли ты их поведение? Почему?
. А ты бы как себя повел (а) на их месте?
. Хорошо это или плохо? Почему?
. Чему учит эта сказка, каким качествам?
По результатам ответов составлены критерии сформированности нравственных представлений.
1. Устойчивость нравственных представлений :
-Понимает ли смысл сказки;
-Какие нравственные качества в сказке выделяет
2. Сочетание нравственных образов и поведения :
-Мотивирует ли ребенок и как предполагаемый поступок;
-Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные
качества.
3. Нравственная оценка :
-Каким литературным героям он стремится подражать, какие
нравственные качества он выделяет.
Далее, для более детального изучения результатов опроса критерии выражены в трех уровнях сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень:
Ребёнок хорошо понимает смысл сказки, отвечает на поставленные вопросы, может выделить нравственные качества в сказке, эмоционально реагирует на события в сказке, правильно мотивирует предполагаемый поступок, отражает в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняет ситуацию, даёт полную нравственную характеристику героям.
Средний уровень:
Ребёнок понимает смысл сказки, но не может выделить нравственные качества в сказке, не всегда эмоционален, не всегда мотивирует предполагаемый поступок, характерен повтор за лидером, часто соглашается с его мнением. Во время беседы по содержанию сказки, молчалив, имеет трудности в поддержании диалога.
Низкий уровень:
Ребёнок не всегда понимает смысл сказки, не выделяет в ней нравственные качества, чтение сказки не вызывает у него никакого эмоционального состояния, вообще не может мотивировать предполагаемый поступок, ситуацию описывает непоследовательно, очень кратко, но ребенок с удовольствием вступает во взаимоотношения со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.
2.2. Анализ результатов начальной диагностики
Анализ результатов, полученных во время беседы показал, что все дети этой группы знакомы со сказками «Заяц - хваста» и «Кошкин дом».
Результаты опроса по критериям сформированности нравственных представлений детей представлены в таблица №1 (приложение)
По результатам заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей. Обработку результатов исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений дошкольников по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые занесены в таблицу №1.
Таблица №1
Уровень сформированности нравственных представлений
Фамилия, имя ребенка Понимает ли смысл сказки Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию Мотивизирует ли ребенок и как поступки героев Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества. Стремится ли подражать литературным героям
№
1 Виталик Д. с с н с н
2 Егор С. с н н с с
3 Вика Р. н н н н с
4 Рома Т. н н н н н
5 Вероника Т. н н н н н
6 Даша М. н с н с н
7 Настя Д. н н н с с
8 Дима Д. с с н с с
9 Егор П. с с с с с
10 Юлия Х. с с с с с
11 Роман М. с н с н н
12 Даня Т. н н н н н
13 Варвара М. н н н с н
14 Роман Р. с н н с с
15 Ульяна Г. с с с с с
16 Никита Ч. с с н с с
17 Настя П. с н с с н
18 Алексей Б. с с н н н
19 Александра Е. н н н н с
20 Рита С. с с с н н
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать выводы о том, что из выделенных трех уровней сформированности нравственных представлений дошкольников, детей с высоким уровнем на начальном этапе исследования в группе нет. К среднему уровню нами было отнесено четырнадцать человек, что составило 67,1%. И к низкому уровню отнесено шесть человек детей, что составило 32.9% .
По результатам заполнения таблицы делаем выводы о состоянии уровня сформированности нравственных представлений детей.
На вопросы: "Одобряешь ли ты их поведение, почему?" Дети отвечали что не одобряют зайчика, потому что хвастать не хорошо. По сказку "Кошкин дом" Егор С. дал характеристику кошке и коту, что они претворялись быть хорошими перед всеми, но на самом деле были жадными и злыми.
На вопрос "А какой зайчик стал в конце сказки?" - ответы детей были разные : "Храбрым и смелым. Зайчик понял, что хвастать это плохо. Он перестал обманывать других зайцев, стал честным, умным, храбрым".
После прочтения сказки у детей наблюдалось повышенная эмоциональность. Дети открыто огорчались и радовались за героев.
В заключение следовал вопрос о сказке "Кошкин дом", "Одобряешь ли ты их поведение и почему?", дети охотно отвечали, отрицая безнравственное поведение героев сказки. Ульяна Г. ответила на этот вопрос следующим образом: "Они повели себя плохо, не разрешили погреться котятам, а потом сами оказались без дома. И котята им показали что так же они не поступят, а дадут переночевать. "
Дети правильно мотивируют предполагаемый поступок, отражают в речи нравственные качества.
Среднему уровню: соответствовали дети: Виталик С., Егор Д., Дима Д. Они понимает смысл сказки, но не могут выделить нравственные качества. Детям трудно поддерживать беседу. Рита С, Алексей Б. и Никита Ч. - не ответили на 1 поставленный вопрос. На вопрос: "Кто главный герой в сказке?", Рома М. ответил: «Ворона» про сказку "Заяц-хваста".
Юлия Х и Егор П. не смогли точно ответить на вопрос: "О чём эта сказка?", они затруднялись в ответе.
К низкому уровню были отнесены следующие дети: Вика Р. ,
Рома Т., Вероника Т., Даша М., Даня Т.
Им был задан вопрос: «О чем сказка "Заяц -хвастун"?". Дети ответили однотипно: «Про ворону». А сказка "Кошкин дом" аналогичный вопрос вызвал у них затруднение в ответах.
Дети Варвара М., Александра Е. не всегда понимали смысл сказки, не смогли выделить нравственные качества. Дети были не эмоциональны, кратки.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено что нравственные представления дошкольников сформированы недостаточно. На низком уровне развития находятся 32.9% дошкольников, высокий уровень отсутствует и над этой проблемой необходимо работать.
2.3. Создание условий для нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Работу по формированию нравственных представлений детей мы начали проводить с сентября 2020г. Был составлен план занятий на год, в котором помимо непосредственной образовательной деятельности сказка была интегрирована во все образовательные области, а так же запланированы мероприятия по включению родителей в деятельность ДОУ.
Ребята присутствовали на занятиях, обсуждая различные сказки, опираясь на нравственные стороны героев. После прочтения и обсуждения сказки детям давалось творческое задание, которое могло заключаться в рисовании, лепке, оригами или другом творческом исполнении главных героев. Так же их вниманию предлагались дидактические и спортивные игры с заданным сказочным сюжетом. Раз в месяц проводилось мероприятие с родителями, направленное на развитие педагогический грамотности и включение их в деятельность дошкольного учреждения.
План работы представлен нами в таблице №2.
Таблица №2
Перспективный план работы со сказкой старшая группа
Содержание Программные задачи Работа с родителями
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
1. Чтение русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
2. Изо деятельность: рисование, лепка по сюжету сказки
3. Сюжетно – ролевая игра: «Хозяюшка».
Экология.
4 . Игра со словом: «Назови какой».
«Моделирование знакомых сказок».
5. Игры на развитие слуха.
«Что летает, ползает, идёт, едет?»
«Кто где живёт»
«Узнай предмет по описанию».
1. Помочь детям понять смысл этой мудрой и увлекательной сказки Обратить их внимание на зачин, концовку сказки.
2. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
3. Закреплять умение участвовать в драматизации сказки.
4. Продолжать учить рассказывать сказку с помощью заместителей
Знакомство с задачами на год.
Родительское собрание
«Готовимся к школе».
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1. Чтение сказки «Тараканище» К. Чуковского
2. Реализация проекта по сказкам К. И. Чуковского
3. Рисование, лепка.
4. Игра «Подбери слова сходные по звучанию»
1. Учить детей замечать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и выражения, образные выражения) Воспитывать интерес и любовь к авторской сказке.
2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Уточнить, какие слова и выражения больше всего понравились. Продолжать учить при пересказе опираться на модельные схемы.
Подготовка к празднику «Осеннины»
Приготовить костюмы, шапочки для персонажей сказки «Репка»,
Костюмы для осенних месяцев.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1. Творческое
Рассказывание по сказке «Теремок».
2. Игра с блоками Дьенеша «Строим Теремок»
3. Изодеятельность «Кто-кто в Теремок приходил»
4. Игры на воображение «Что будет дальше?»
1. Учить детей составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельными придуманными героями.
2. Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей, развивать речь, учит детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов
3. Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию) умение выслушивать взрослого и друг друга
1. Консультация «Воспитание нравственной культуры – путь к успеху в школе и в жизни»
2. Участие родителей в инсценировке
«Три мамы».
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1. Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка
2. Игровое упражнения «Когда это бывает»
3. Экологическая игра «Времена года»
4. Рассматривание картины В. Васнецова «Снегурочка»
1. Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев.
2. Оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
3. Рассказывать эпизоды сказки с помощью заместителей.
4. Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить детей придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Например, «запрет – нарушение запрета».
1. Консультация «Праздник – дело серьёзное»
Подготовка новогодних костюмов.
Участие родителей в новогоднем празднике.
Я
Н
В
А
Р
Ь
1. О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы, пер. с нем. Ю. Коринца;
2. Дидактическая игра на формирование словаря «Закончи предложение»
3. Упражнения «Перепрыгни через ров»
«Где мы были мы не скажем»
1. Продолжать знакомить со сказками зарубежных писателей, их жанровыми особенностями.
2. Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ с помощью иллюстраций и моделей заместителей.
3. Способствовать развитию связной речи
1. Фото – стенд:
«Зимние развлечения»
Содержание Программные задачи Работа с родителями
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник»
2. Цикл занятий «Слава и гордость земли русской»
3. Рассматривание картины художника В. Васнецова «Три богатыря»
1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений.
2. Учить понимать главную мысль былины,
3. Придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Использовать средства связи частей предложения. Помочь почувствовать своеобразие языка.
Консультация для родителей
«Чем нам могут помочь сказки…»
М
А
Р
Т
1. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки)
2. «Самая прекрасная»- рисование по представлению
3. Игра по развитие речи «Волшебное слово»
1. Продолжать знакомить с авторской сказкой.
2. Формировать умение осмысливать характеры персонажей, развивать образность речи, понимание образных выражений.
3. Развивать творческие способности.
4. Учить детей на основе анализа сказочных предметов, помогающих героям одолеть врага (царевна-лебедь и др., придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление детей.
Подготовка к празднику «Мамочка, любимая»
А
П
Р
Е
Л
Ь
1. Тематическая деятельность «Путешествие в сказку»
2. Театрализованная деятельность «Любимые сказки»
3. Игра на развитие воображения «Заклинание»
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Способствовать развитию умения свободно мыслить, фантазировать, развивать логическое мышление, творчество, выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора
3. Формировать оценочно – контрольные навыки.
Способствовать развитию связной речи.
Творческий конкурс
«Книжки-малышки»
М
А
Й
1. Творческое рассказывание
«Я – волшебник»
2. Беседа «Если бы я был волшебником»
3. Дидактическая игра «Шкатулка со сказками»
1. Воспитывать интерес к сказкам.
2. Развивать умение составлять рассказ на предложенную тему, закреплять пользоваться предметами заместителями как образами при составлении сказки.
3. Закрепить знания детьми структуры сказок.
Способствовать развитию связной речи
Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра : пальчиковый, плоскост-ной на коврографе, би-ба-бо и т. д.
В качестве основных методов и приемов были использованы: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; элементы драматизации.
После прочтения или просмотра сказки детям задавались вопросы по ее содержанию: "В чем смысл сказки?", "Назовите черты характера положительного, а затем отрицательного героя", "Правильно ли поступил тот или иной персонаж?", "Как вы думаете, поняла ли он, что поступил плохо?", "Как вы бы поступили на его месте?".
Затем, чтобы закрепить понимание этих нравственных качеств, каждый из детей "примерял" роль как положительного, так и отрицательного героя. В этой связи мы обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно, что: учит детей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так, а не иначе; давать ребенку возможность выбора собственной позиции.
После обсуждения и анализа сказки нами проводились дидактические игры "Я забочусь о. ", где детям было предложено поделиться своим опытом и знаниями, когда и кому они оказывали заботу и сострадание и инсценировать это действие. Например, Юля Х. рассказала как она заботится о своем котенке, показав как она его кормит, гладит, играет с ним. А Никита Ч. показал свою заботу о болеющей бабушке, как он читает ей книжки и приносит в постель горячий чай.
Так же после прочтения сказки, детям предлагалось придумать свою версию окончания сказки, после того момента, когда главный герой столкнулся с проблемой: как поступить в ситуации, где нужно проявить смелость и мужество.
Так, выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.
Дети активно принимали участие, придумывая самые невероятные сюжеты.
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента нами были проведена серия занятий по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста с помощью сказки. После проделанной работы мы провели повторную диагностику детей по выбранной методике.
2.4. Анализ результатов итоговой диагностики
Для контрольного эксперимента, исследования мы провели повторное диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления у них сформированности нравственных представлений.
Для выявления уровня сформированности нравственных представлений мы провели диагностику по методике, предложенной Г. А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей» полученные данные занесены в таблицу №3.
Таблица №3
Уровень сформированности нравственных представлений
Фамилия, имя ребенка Понимает ли смысл сказки Насколько развернуто, последовательно объясняет ситуацию Мотивизирует ли ребенок и как поступки героев Выражает ли в речи нормы поведения, называет ли нравственные качества. Стремится ли подражать литературным героям
№ к. г. к. г. к. г. к. г. к. г.
1 Виталик Д. в в с в с
2 Егор С. в с с в в
3 Вика Р. с с с с в
4 Рома Т. с с с с с
5 Вероника Т. с с с с с
6 Даша М. с в с в с
7 Настя Д. с с с в в
8 Дима Д. в в с в в
9 Егор П. в в в в в
10 Юлия Х. в в в в в
11 Роман М. в с в с с
12 Даня Т. с с с с с
13 Варвара М. с с с с с
14 Роман Р. в с с в в
15 Ульяна Г. в в в в в
16 Никита Ч. в в с в в
17 Настя П. в с в в с
18 Алексей Б. в в с с с
19 Александра Е. с с с с в
20 Рита С. в в в с с
Обработку результатов исследования проводим путем оценки результатов сформированности нравственных представлений дошкольников по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые занесены в таблицу.
Результаты опроса по критериям сформированности нравственных представлений детей следующие : на высоком уровне сформированы нравственные представления у восьми детей, что составляет 39.7 % группы. Дети хорошо понимают смысл сказки, полно и разнообразно отвечали на поставленные вопросы, правильно, осознанно выделяли нравственные качества в сказке, при этом эмоционально реагировали на события в сказке, правильно мотивировали предполагаемый поступок, отражали в речи нравственные качества, развернуто последовательно объясняли ситуацию, дали полную нравственную характеристику героям.
На среднем уровне сформированы нравственные представления у двенадцати детей, что составило 60.3% группы. Все эти дети понимают и правильно выделяют основную идею сказки, но при ответе на некоторые вопросы дети испытали трудности, например, на вопрос "какой главный герой по характеру?", Вика и Даняя ответили, что глупый, беспомощный, неумеха и лентяй, а Александра и Варвара непоследовательно описали ситуацию, произошедшую в сказке.
К низкому уровню не был отнесен ни один ребёнок.
При проведении сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов (таблица 5, выяснилось, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности нравственных представлений :
Таблица №5
Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Уровни % Дети
Высокий н. г. к. г. н. г. к. г.
0 39,7 0 8
Средний 67,1 60,3 14 12
Низкий 32,9 0 6 0
Более наглядно результаты исследования представлены в гистограмме на рисунке 1.
Рисунок 1.
Таким образом, считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались нравственные представления. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что дети стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.
Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость - все это на наш взгляд будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что вопросы нравственности волновали людей начиная с времен античности и по сегодняшний день. На протяжении многих веков этим вопросом занимались философы и педагоги разных времен и народов, каждый из которых вносил свою лепту в развитии и совершенствовании нравственного воспитания детей.
Анализируя нравственное развитие детей дошкольного возраста, нужно отметить, что процесс этот длителен и непрерывен и одной из главных задач его является правильная организация воспитательного процесса.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями.
На сегодняшний день существуют множество различных методов воспитания нравственных качеств детей. Одним из древних методов является сказка, как древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Сказки имеют свою классификацию, свои признаки и функции, но все сказки объединяет одно : за фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания и методики работы над сказкой.
Методы работы со сказкой разнообразные : от традиционных (рассказы, беседы, прочтение сказки) до нетрадиционных подходов (игры, творчество, драматизация).
Таким образом, в результате теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу о том, что сказка является эффективным методом нравственного воспитания.
Исследование, проведённое нами на практике, показало, что при использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Работа, проводимая с детьми с помощью сказки, включающая нетрадиционные приемы при её организации в сравнительном анализе показала, что у ребенка начинают формироваться нравственные представления, моральные нормы и правила поведения, что доказывают полученные результаты исследования в контрольном этапе: 0% детей имеют критерий низкого уровня нравственного воспитания и 39.7% - высокого, что, в отличии от результатов констатирующего этапа, в 1,5 раза выше. К тому же, дети стали более общительны, рассудительны, эмоционально устойчивы.
Это свидетельствует о том, что гипотеза, заявленная нами в начале работы, подтвердилась. Действительно, сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста при её правильном и систематическом использовании.
Таким образом, формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.