Данилина Светлана
Семинар-практикум «Здоровый образ жизни» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Эффективное использование педагогических технологий по организации здорового образа жизни в группах раннего возраста
Цель: Обобщение и систематизация знаний педагогов по вопросам организации здорового образа жизни в группах раннего возраста, повышение уровня их компетентности посредством использования современных педагогических технологий.
Задачи:
Раскрыть значение здорового образа жизни для детей раннего возраста;
Ознакомить с основными направлениями работы по формированию здорового образа жизни у детей раннего возраста;
Показать возможности использования педагогических технологий в организации здорового образа жизни у детей раннего возраста.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашего семинара - практикума: «Эффективность использование современных педагогических технологий по организации здорового образа жизни в группах раннего возраста».
И начнём наш семинар с притчи: Видео о здоровье
Просмотрев притчу, мы, конечно же понимаем, чтобы сберечь бесценный дар богов, надо стараться придерживаться здоровому образу жизнии начинать лучше с раннего возраста.
Формирование ЗОЖ у детей раннего возраста является одной из важнейших задач дошкольного образования. В этом возрасте закладываются основы здоровья ребенка, поэтому важно создать условия для его гармоничного развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Вопрос воспитателям: Что же такое здоровый образ жизни?
Этообраз жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья человека.
ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:
Рациональное питание-это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми питательными веществами в нужном количестве и соотношении. Если ребенок питается правильно и разнообразно, получает достаточно витаминов, микроэлементов, белков, жиров, углеводов — это послужит надежным фундаментом для всей дальнейшей жизни.
Для детей раннего возраста рекомендуется следующий режим питания:
* 5-6 приемов пищи в день;
* достаточное количество жидкости;
* ограничение в употреблении сладостей, фаст-фуда, газированных напитков и других вредных продуктов.
Двигательная активность- это совокупность физических упражнений и движений, направленных на укрепление здоровья и развитие организма.
От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной активности человека и, наконец, его настроение и долголетие.
Для детей раннего возраста рекомендуется следующее количество двигательной активности:
* не менее 180 минут в день включая умеренную и высокую интенсивность (бег,прыжки);
* сочетание различных видов двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки.
Соблюдение режима дня- это соблюдение определенного распорядка дня, который включает в себя чередование бодрствования и отдыха. Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.
Правильная организация режима способствует:
- нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;
- обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;
- предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время.
Для детей раннего возраста рекомендуется следующий режим дня:
* общее количества сна (12- 13 часов);
* дневной сон (2-3 часа);
* чередование бодрствования и отдыха в течение дня.
Соблюдение правил гигиены— это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Регулярное соблюдение основных правил гигиены защищает ребенка от многих проблем со здоровьем: «болезней грязных рук» (ротавирусной инфекции, дизентерии, кариеса, заболеваний десен и слизистой оболочки ротовой полости, кожных заболеваний, воспалительных процессов мочеполовой системы, инфекции верхних дыхательных путей.
Для детей раннего возраста рекомендуется следующее соблюдение правил гигиены:
* мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
* умываться утром и вечером;
* чистить зубы 2 раза в день;
* следить за чистотой тела и одежды.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему.
К специальным закаливающим процедурам относятся:
• закаливание воздухом (воздушные ванны,
• закаливание солнцем (солнечные ванны,
• закаливание водой (водные процедуры).
Психическая гигиена – это соблюдение правил, способствующих сохранению психического здоровья.
Ранний возраст – это в буквальном смысле – начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Задача педагога – помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение – все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования здорового образа жизни с детьми раннего возраста можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Закаливающие мероприятия – организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке используются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.
Динамические паузы –комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).
Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц)
Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома. («Белочка», «Наша группа», «Пирог», «Капуста»).
Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).
Дыхательная гимнастика – оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек».
Гимнастика пробуждения – проводится в постели: потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.
Арт-терапия — художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечься и успокоиться. В течение дня можно включать в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.
Физкультурные занятия: проводятся2 раза в неделю, продолжительностью 10 минут. Такие занятия состоят из трех частей:
вводной (ходьба, чередующая с бегом;
основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом);
заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).
Дети обучаются движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей, движения сопровождаются песенками, стихами.
Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно — эмоциональное напряжение.
Проблемно — игровые занятия: обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка — шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, например, «Что нужно делать, чтобы не болеть».
Коррекционные технологии:
Музыкотерапия помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. Широко используется ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.
Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Реализация этих методов и приемов осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.
Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.
Опыт
Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Светлана Владимировна Данилина,я хотела бы поделиться своим опытом по данной теме.
С целью сохранения и укрепления здоровья малышей,привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в группе возникла идея провести проект «Быть здоровыми хотим!»
Для участия в проекте были привлечены также родители, которые непосредственным образом смогли проявить свои знания, опыт, творчество по проблеме здоровья. Проблема, на решение которой направлен проект: жизненный опыт детей раннего возраста который ещё достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том,что нужно делать,чтобы всегда быть здоровым – это и есть основное направление данного проекта.
Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители.
Тип и вид проекта: познавательный
По продолжительности: краткосрочный
По количеству участников: групповой
Определившись с целью и задачами, была проведена предварительная работа:
-составления плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей;
-составление конспектов непосредственной образовательной деятельности;
-подбор стихов, песен, потешек,подбор книг, иллюстративного материала.
-привлечение родителей к текущему проекту;
Проект начали с понедельника
1. Понедельник. Главная цель этого дня, формирование у детей общего представления о здоровье.
Для того, чтобы создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам просмотрели с детьми мультфильм «Мойдодыр», и пришли к общему выводу для того, чтобы быть красивыми, чистыми, аккуратными, здоровыми «надо, надо умываться по утрам и вечерам!»
Мыли руки под потешку «Водичка, водичка умой моё личико».
Через Д/и. «Фрукты, овощи» беседовали о здоровой еде.
С целью профилактики плоскостопия ходили по дорожке здоровья, играли в подвижные игры и гуляли на улице дышали свежим воздухом.
Утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, хождения по массажным дорожкам мы выполняем ежедневно.
2. Во вторник. Мы уделяли внимание здоровой и полезной еде.
Играли в Д/и «Что на грядке растёт», а также приготовили для кукол полезный овощной салат и свежевыжатый сок.
За обедом для профилактики от вредной простуды ели угощение от зайки – лучок.
3. Среда. После утренней гимнастики каждое утро мы выполняем пальчиковую гимнастику, упражнение на дыхание.
День посвятили физической культуре.
4. В Четверг. познакомились с профессией врача.
Рассматривали иллюстрации по теме и играли в игру ситуацию «Кто заболел»
Рисовали яблоки для больной куклы «Таблетки живут на ветке».
5. Пятница. заключительный день проекта, через игровую ситуацию «Искупаем куклу» повторили кгн.
А также после посещения кружка «Бурлящие ножки» ребятишки поделились впечатлением, об увиденных пузырьках в ванночке они вызывали у ребятишек радостные эмоции, и я предложила детям сделать пузыри в воде через трубочки, итак, мы совместили увлекательное упражнение на дыхание и опытно – экспериментальною деятельность.
Под весёлую музыку вечером мы опробовали тренажёр «Солнышко», который нам помогли сделать наши родители
Учились перешагивать, перепрыгивать и наматывать лучик на карандаш.
Так же в приёмной рассматривали фотовыставку, которая называлась «Здоровый образ жизни в семье», где каждая семья делилась своим опытом по этой теме.
Спасибо за внимание!