Алексеева Ольга Викторовна
Практическое мышление на уроках физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
Мышление есть процесс познания.
Публикация «Практическое мышление на уроках физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мышление – это познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств предметов и явлений реальной действительности, тесно связанный с чувственным познанием и памятью.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности
Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания.
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Физическое воспитание в современном обществе должно заботиться не только о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной сферы личности, проявляющейся в высокоразвитой мыслительной активности. Творческая активность школьников на уроках физической культуры может проявляться не только в оптимизации двигательной деятельности, но и в осмысленном овладении теоретическим и практическим материалом, в свободе фантазии, интуиции, творческом воображении; двигательная активность в сочетании с мыслительной способствуют формированию у школьников осознанного отношения, как к учебной деятельности, так и к своему здоровью, развитию мыслительных способностей.
Однако регламентация процесса физического воспитания, строго заданная ориентация педагогов на применение стандартов физической подготовленности, предписанная программа выполнения упражнений затрудняют развитие мыслительных способностей.
Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности
Практическое мышление связано с практикой, эта связь имеет прямой, непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой.
Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность осуществляемую человеком с реальными предметами.
Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач
У ребенка практическое мышление носит характер сенсомоторного интеллекта, неотрывного от восприятия и от прямого манипулирования с предметами.
Значение практического мышления определяется тем, что оно является средством и условием выполнения практической деятельности.
Отнесение мышления к типу практического означает, что у его обладателя действия с реальными материальными предметами или их заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами.
В спорте различают следующие основные виды мышления : теоретическое, образное, практическое и тактическое. Для развития теоретического мышления пловцу необходимо совершенствовать свои знания по анатомии и физиологии, биомеханике и другим смежным дисциплинам, разбираться в вопросах техники и методики тренировки. Образное мышление - анализ спортсменом техники плавания, выполнения каких-либо тренировочных программ или участия в соревнованиях, т. е. процесс осмысливания конкретных представлений - образов. Практическое мышление развивается в процессе самой двигательной деятельности, поэтому учитель не должен допускать механического выполнения заданий, мобилизуя обучающихся на их творческое освоение.
Юный пловец обязан развивать и совершенствовать свою память, особенно двигательную. Но для этого необходимо направленное вмешательство педагога, который обязан требовать не только осмысленного выполнения упражнений, но и запоминания темпа плавательных движений, их амплитуды и характера, лучших вариантов согласования движений.
Практически-действенный вид мышления характеризуется тем, что мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами и выполнения физических упражнений. Развитие мышления у ребенка начинается, когда он ощупывает игрушки, тянет их в рот. Однако это не значит, что этот вид мышления примитивен. Он используется и взрослыми, развивается в процессе профессиональной и спортивной дея-тельности, и оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. В частности, этот вид мышления проявляется в тактическом мышлении спортсменов.
Практическое мышление – это синтез усвоенной и увиденной информации, которую человек может применить себе на благо.
Практическое мышление не ищет единственно правильного решения. Человек, который ставит перед собой цель решить какую-то проблему, изначально предполагает, что вариантов решения может быть несколько. Путем мозгового штурма накидываются варианты, затем из них выбирается наиболее приемлемый, который подходит к конкретной ситуации. Практическое мышление имеет большую устойчивость к стрессу. Человек, который на практике проверяет теорию или же действует по заранее подготовленному плану, меньше волнуется о результате. Персона видит конечный продукт своей деятельности и уже может объективно его оценить. Выводы, полученные путем практического мышления, всегда будут достовернее тех, которые ученые сделали, занимаясь теоретическим решением проблемы. Если что-то не получается сделать, значит, в расчеты теоретиков закралась ошибка.
Практическое мышление – это вид деятельности, который проходит без отрыва от действительности. Знания, полученные в результате мыслительного процесса, можно тут же применить на практике.
Практический вид мышления базируется на умение человека предвидеть свое будущее. Основной задачей подобного типа мышления является планирование.