ШабалинаТатьяна Владимировна
Практические рекомендации для родителей старшей группы «Обучение детей счёту при помощи палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые родители. Сегодня представляю вашему вниманию практические рекомендации по обучению детей счёту в пределах 6. Современная педагогика представляет вниманию родителей различные пособия которые позволяют малышу освоить азы счёта. Одним из таких пособий и являются «Палочки Кюизенера».Особенность данного пособия заключается в том, что оно является многофункциональным. С помощью игровых палочек можно освоить и закрепить : знания о геометрических фигурах, прямой и обратный счёт, сравнивать предметы по длине и высоте и многое другое.
Темочки:
Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом:
• первая – это самая маленькая палочка и ее цвет белый;
• вторая по размеру палочка – розовая;
• третья по размеру палочка – голубая;
• четвертая палочка – красная;
• пятая палочка – желтая;
• шестая – фиолетовая;
• седьмая по величине – черная;
• восьмая – бордовая;
• девятая – синяя;
• самая большая палочка окрашена в оранжевый цвет.
Знакомство с пособием, рекомендуется проходить в несколько этапов на первоначальном этапе следует познакомить ребёнка с палочками Кюизенера, в этом вам поможет игра
Игровое упражнение :«Знакомимся с палочками Кюизенера».
Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек
. Материал: набор палочек Кюизенера, кукла.
Описание
Взрослый обращает внимание детей на куклу Катю (персонаж может быть любой, которая пришла в гости. Катя пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть подарок.
Взрослому необходимо дать детям возможность рассмотреть цветные палочки, предоставить свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в материале. Наблюдение за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют, выкладывают узоры).
Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:
—Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).
—Сколько палочек? (много).
—Одинакового цвета или разного?
—Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).
Взрослый сообщает ребёнку что эта коробочка будет теперь жить в определённом месте, в свободное время ребёнок может взять и в произвольной форме поиграть с ней.
На следующем этапе игры усложняются ; взрослый сообщает ребёнку что из палочек можно построить различные фигуры.
Игровое упражнение «Разноцветные флажки».
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?»
Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных.
Описание
Взрослый предлагает ребёнку сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Вопросы
— Какой формы флажки?
— Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
— Сколько всего фигур?
— Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
— Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?
— Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?
Как это можно узнать?
На следующем этапе ребёнка можно познакомить с образованием чисел, закрепить счёт.
Игровое упражнение «Число 5».
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для взрослого: цифры в пределах 5. Для детей : цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание: На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:
– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
– Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
– Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
– Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
– Какой столбик выше – четвертый или пятый? (Пятый.)
– На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
– Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
– Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Взрослый показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.)
– Назовите все цифры по порядку.
Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.
Игровое упражнение «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки : 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
На следующем этапе предлагается использовать игры на закрепление ранее полученных навыков и у мений.
Игровое упражнение «Скворечник»
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки : 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.
Описание: Взрослый просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только есть одно окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.
Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.
Вопросы
– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?
– Какое число самое большое из них?
– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка… (Короче.)
Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:
– В какое время года вывешивают скворечники?
– Какие птички в них живут?
– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домиков.
В заключении хочется сказать что многое зависит от вашего творческого потенциала и воображения, потому что каждый родитель может придумать игры для своего ребёнка индивидуально. УСПЕХОВ ВАМ ВО ВСЕХ ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ.