Галина Уткина
Рекомендации для родителей по развитию разговорной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию разговорной речи детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или видео-диски не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Поэтому число детей с проблемой речи с каждым годом становится больше.
Почему ребенок в 3 года плохо говорит или совсем молчит? Как можно заподозрить задержку развития речи?
1. Если в возрасте 3 лет ребенок не может произносить отдельные слова и составлять из них простые фразы («Мама, дай», «Пойдем гулять», «Давай играть»).
2. Если в 3-4 года малыш не способен произносить целые предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («Мама пошла на работу, я иду играть»).
3. Если в 3 года ребенок говорит в очень быстром темпе, глотает окончания слов (или наоборот, говорит слишком медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).
4. Если в 3 года малыш говорит только заученными фразами героев из книжек, мультфильмов и т. д. и не строит самостоятельно предложений. Также должно насторожить, если вместо своих составленных фраз ребенок повторяет в точности сказанное взрослыми.
Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.
Рассмотрим причины задержки развития речи у детей
1. Речь формируется на основе услышанного, поэтому если у ребенка есть физиологические проблемы со слухом, то, следовательно, возникают трудности со словарным воспроизведением.
2. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывается все его желания, формируется невостребованность речи и отсутствие мотивации к выражению своих требований и эмоций словами. Обычно подобная картина наблюдается в семьях, где ребенку отводится центральная роль, когда родители, бабушки и дедушки незамедлительно выполняют все прихоти малыша по первому его крику или даже взгляду.
3. Проблемы с развитием речи могут возникнуть, если с ребенком мало занимаются и не уделяют должного внимания его развитию. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Однако, попадая в благоприятные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.
4. Нередко родители предпочитают усаживать ребенка перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а с ребенком разговаривают лишь скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить.
5. Задержка речи может быть связана с особенностями биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая, что довольно часто наблюдается у недоношенных детей.
6. Причиной задержки речевого развития может стать замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь, что зачастую заложено на генетическом уровне.
7. Поражения и заболевания головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, при родах или в первый год жизни) тоже влияют на темпы развития речи.
8. Задержка речи может быть следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.
Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др., их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.
Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также обязательно нужно обратиться к логопедам и логопедам –дефектологам.
Уткина Галина Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатыря Чувашской Республики.