Хвастунова Оксана Алексеевна
Практические материалы в помощь воспитателям на развитие произвольного внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Практические материалы в помощь воспитателю на развитие произвольного внимания.
Очень часто запрос на работу ребёнка с психологом выражается в том, что воспитатель описывает поведение ребёнка примерно одинаково: невнимательный, крутится - вертится на занятиях, не дослушивает задание, торопится,делает ошибки. Если у ребёнка проблема не носит медицинский характер, то тогда специалисты задаются вопросом, а что же можно сделать в помощь малышу? Ответ на этот вопрос лежит в основах возрастной психологии.
Публикация «Практические материалы в помощь воспитателям на развитие произвольного внимания» размещена в разделах
Чтобы помочь ребёнку и грамотно организовать процесс,воспитателю конечно же нужно вспомнить, что,внимание, как основополагающий психический процесс обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Итак, коротко о свойствах внимания.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные проявления в поведении ребёнка могут быть скорректированы "упражнениями на внимание" в процессе специально организованной работы. И, самое главное, изменения у малыша появятся тогда, когда, не только педагог-психолог, воспитатель, но и родители будут целенаправленно в игровой форме заниматься развитием вышеперечисленных свойств внимания. Родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме. Внимание можно и нужно тренировать в силу того, что у дошкольников до 5 – 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Да и после 6 лет, говорить о произвольном внимании в полной мере ещё нельзя. Многое зависит от формы занятий.
Лучше всего, если сами «тренировки» ненавязчивы, материалы яркие и привлекательные в соответствии с особенностями возраста. Одна из форм игр на развитие внимание- это находить заранее заданные предметы. Это,своего рода, вариант корректурной пробы, известной психологам. Итак, зовём ребёнка поиграть в сыщиков, разведчиков, путешественников, всё зависит от вашей фантазии и предпочтений малыша.
Варианты «считалок-находилок» можно использовать с 5 лет. Успехов Вам и радости от занятий с детьми.