Юлия Веретенникова
Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению
Внимание является основополагающей частью развития познавательной сферы человека. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. К 5 – 6 годам у ребенка начинает формироваться произвольное внимание.
Публикация «Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Произвольное внимание позволяет старшему дошкольнику сосредоточиться как на внешних свойствах и качествах предметов, явлений окружающего мира (внешнее внимании, так и на своих мыслях, эмоциях, чувствах, действиях (внутреннее внимание). Произвольное внимание играет большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произвольного внимания является важным фактором подготовки ребенка к школьному обучению, способствующему эффективному усвоению навыков чтения и письма.
Произвольное внимание развивается более интенсивно, если взрослые оказывают содействие в его формировании. Большое значение имеет развития у дошкольников умения работать целенаправленно. В начале обучения цель задается взрослым, который помогает ребёнку добиться достижения этой цели.
Произвольное внимание развивается последовательно, по мере развития его свойств: объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости.
1. Объем внимания – то количество объектов на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка:
2. Концентрация внимания - определяет на сколько сильно ребенок способен сосредоточиться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам
3. Распределение внимания – рассредоточение на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу.
4. Переключение внимания - скорость преднамеренного перехода ребенка от одного объекта (вида деятельности) к другому.
5. Устойчивость внимания – показывает как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте внимания.
Развитие произвольного внимания – является одной из главных задач в дошкольном образовании. Оно поможет в успешном обучении в школе, а также в формировании внутреннего самоконтроля детей дошкольного возраста.
Психокоррекционная работа по развитию у старших дошкольников произвольного внимания, должна осуществляться в несколько этапов:
1. Диагностика уровня развития произвольного внимания. Целью этого этапа является определение уровня развития всех свойств внимания дошкольника.
Для диагностики уровня развития внимания применяются следующие методики:
А) Методика «Проставь значки» - используется для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Б) Методика «Найди и вычеркни» (адаптация Е. В. Доценко) - один из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Б. Бурдоном в 1895 г. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
В) «Что изображено на картинке» – определяет уровень устойчивости и распределения внимания.
Г) Методика «Запомни и расставь точки» - определяет объем внимания ребенка.
Д) Графический диктант (Д. Б. Эльконина) – Методика предназначена для определения умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правельно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Е) Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) - позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.
Ж) Красно черная таблица Шульте Горбова – определяет скорость преднамеренного перехода ребенка от одного объекта (вида деятельности) к другому.
2. Групповая коррекционная работа с детьми, направленная на развитие произвольной познавательной сферы.
Группы формируются на основании результатов первичной диагностики. Максимальная наполняемость групп 5-6 человек. На каждого ребенка должна быть составлена карта развития, в которой отмечаются результаты и рекомендации.
Занятия должны проводиться не реже 1 раза в неделю, время занятий 25 – 30 минут, количество занятий – 15.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1) Разминка.
2) Основная часть (игры и упражнение на развитие внимания: слухового, зрительного, произвольного).
3) Расслабление.
При проведении групповой работы с детьми необходимо учитывать особенности каждого ребенка, состояние здоровья, настроение. На занятии важно создать спокойную доверительную обстановку, при возникновении у ребенка неуверенности в себе, нужно подбодрить ребенка, блокировать состояние страха, вселить уверенность в своих силах.
Примерное тематическое планирование психокоррекционных занятий по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет.
Для оценки результативности проведенной работы, необходимо провести повторную психологическую диагностику развития произвольного внимания, и, на основании анализа результатов, сделать соответствующие выводы.
3. Работа с родителями и педагогами. Даже при положительном результате групповой работы, воспитателям и родителям необходимо объяснить важность развития произвольного внимания при подготовке к школьному обучению и ознакомить их с основными приемами и упражнениями.