Алена Лактионова
Позновательный проект во второй младшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Позновательный проект во второй младшей группе "Времена года"
Составители: Лактионова А. С., Павлова Е. В.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА :
- У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
Темочки:
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ:
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ЦЕЛЬ:
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 этап – организационно – диагностический
Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап - заключительный
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ФГОС ДО п. 4.6.)
Сформированы начальные представления о природном мире.
Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
Владение связной речью, как средством общения.
Ожидаемый результат:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Пути реализации:
Блок № 1 «Осень разноцветная»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности:
Тема.
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
«Разноцветный осенний листик».
Чтение художественной литературы:
И. Бунин «Листопад».
Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Д/ И: «Что нам осень принесла».
П/ И: «Листья».
Разучивание стихотворений об осени.
Индивидуальные беседы
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
«Красный Октябрь»
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Рисование: «Дождик
дождик – кап, кап, кап».
П/ И: «Солнышко и дождик».
Загадки
Индивидуальные консультации
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.
«Животные»
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме».
Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.
П/ И: «Зайка беленький….». Раскрашивание: «Морковка для зайчика».
Совместное ухаживание за домашними животными дома.
Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью».
Блок № 2 «Волшебница – зима»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности:
Срок реализации.
Тема.
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.
«Пришла зима»
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Рисование: «Падает, падает снег».
П/ и: «Два Мороза», «Мороз красный нос».
Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
«Зимующие птицы»
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».
П / и: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно»
Совместное кормление птиц в садике и дома.
Акция «Корм для птиц»
Интеграция О. О. : Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская
«Зимние забавы»
Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».
Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»;
П/ и: «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки».
Оформление папки – передвижки: «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
Интеграция О. О. : Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение
Блок № 4 «Весна-красна»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности:
Срок реализации.
Тема.
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Март
«Весна пришла»
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины.
Чтение: В. Берестов «Март».
Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»
Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла».
Оформление огорода на окне;
Дополнение уголка природы.
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд».
Консультация: «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие:
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.
Апрель
«Прилёт птиц»
Словесно-речевые игра: «Что весной бывает». Пальчиковая игра: «Возвращение птиц». Д/ и: «Перелётные птицы.
П/ и: «Птички, раз! Птички, два!».
Оформление «Мини-музея природы»
Подбор с ребёнком материалов для музея.
Консультация для родителей
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие:
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.
Май
«Наш цветник»
Словесно-речевые игра: «Солнечные зайчики». Пальчиковая игра: «Шарик».
Д/ и: «Солнце или дождик?
П/ и: «Воробушки и кот».
Беседа о многообразии цветов
Консультация для родителей о безопасности: «Ядовитые растения!»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Экологическая акция «Посадим цветы».
Блок № 5 «Ах, лето»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности:
Срок реализации.
Тема.
Форма реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
«Здравствуй, Лето».
Д/ и: «Что бывает летом?».
Словесно-речевая игра: «Лето к нам пришло».
П/ и: «Солнышко и дождик».
Рисование: «Божья коровка».
Потешка: «Травка муравка».
Труд: полив цветов.
Экскурсия в летний лес.
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: «Вот и стали мы на год взрослее».
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы, познавательноисследовательская.
«Расцвело цветами
лето».
Словесно-речевые игра: «Что весной бывает». Пальчиковая игра: «Возвращение птиц». Д/ и: «Перелётные птицы.
П/ и: «Птички, раз! Птички, два!».
Разучивание стихотворений о лете.
Консультация «О летнем отдыхе детей».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие:
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
«Насекомые»
Д/ и: «Кто летает, а кто ползает».
Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха». П/ и: «Пчелки и медведи».
Лепка: «Бабочка».
Рассматривание насекомых.
Консультация «Если ребенка ужалила пчела».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие
Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков «Символ времени года»