Надежда Новожилова
Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы помнили…»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он уже не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Публикация «Познавательный творческий исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Чтобы помнили…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 г. Заволжска Ивановской области
Состав проектной группы : воспитатели: Н. Н. Новожилова, М. Н. Серёгина; музыкальный руководитель А. К. Заборова; дети и родители старшей группы «Жемчужинки», подготовительной группы «Солнышки» детского сада.
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, творческий, исследовательский, музыкальный.
• По числу участников проекта : групповой.
• По времени проведения: долгосрочный (февраль 2020г. – май 2020г.).
• По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, краеведческий музей.
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Проблема: время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
В преддверии празднования 75-летия Дня Победы в Великой Отечественной Войне с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не в достаточной мере имеют представление о причинах возникновения праздника.
Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг, осознать ценность мирного существования и окружающих их людей.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музейной педагогикой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: создание мини-музея в группе, изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель проекта : формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта :
1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны.
3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории войны
4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
5. Развивать речь дошкольников, эрудицию, интеллект.
6. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
7. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Предметно-развивающая среда:
• Создание мини-музея «По дорогам военных лет».
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
Ожидаемый результат:
• Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям.
• Разовьётся умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
План реализации проекта :
Первый этап - Подготовительный:
Определение темы проекта
Анкетирование детей и родителей по теме
Формулирование цели и задач проекта
Составление плана реализации основного этапа проекта
Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта
Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
Второй этап – Основной:
Тематические беседы:
«Великая Отечественная война»
«Военная форма солдат советской армии»
«Родина – мать зовёт»
«Великие полководцы»
«Города – герои»
«Блокадный Ленинград»
«Письма с фронта»
«Профессии ВОВ»
«Дети и война»
«Игрушки детей ВОВ»
«История георгиевской ленточки»
Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
Просмотр презентаций: «Боевая техника войны», «Города – герои», «Великие полководцы», «Дети – герои войны»
Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших»
Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники», С. Баруздин «Рассказы о войне», С. Михалков «День Победы», С. П. Алексеев «Брестская крепость», Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне»
Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе
Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», Б. Мокроусова «Марш защитников Москвы»
Привлечение родителей к созданию атрибутов сюжетно-ролевых игр «Военные», «Медсанбат», «Полевая почта»
Дидактические игры: «Военные профессии», «Лото – принадлежности профессий»
Рисование «Наша армия родная»
Аппликация «Мундир военного»
Работа в раскрасках: «Великая Отечественная война», «Боевая техника»
Оригами «Военная техника»
Лепка «Танк»
Вернисаж «Профессии ВОВ» (совместно с родителями)
Создание мини-музея «По дорогам военных лет»
Музыкально-литературная постановка «На привале»
Экскурсии к памятникам героям ВОВ – жителям Заволжского района
Акции: «Свеча памяти», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»
Создание «Книги Памяти» (судьбы, подвиги участников ВОВ Заволжского района)
Подвижные игры: «Пограничники», «Связисты», «Артиллеристы», «Гранаты в ящик», «Разведчики»
Участие во Всероссийском творческом конкурсе по теме ВОВ «Зелёная планета глазами детей»
Участие в онлайн акциях: «Пилотка фронтовика», «Открытка ветерану»
Онлайн – творческая мастерская «Победа в рисунках»
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Третий этап – Завершающий:
Открытие мини-музея «По дорогам военных лет»
Выставки творческих работ детей по теме
Музыкально-литературный вечер «Чтобы помнили…»
Заключение
Таким образом, в результате реализации проекта у детей расширилось представление о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, начало формироваться чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине.
Родители получили консультации и советы о том, как в доступной форме рассказать детям о ВОВ, подвиге народа.
Новизна данной методической разработки заключается в установлении связи современности с историческим прошлым, помогающим дошколятам окунуться в доступной форме в эпоху ВОВ, благодаря применению при реализации проекта музейной педагогики. Кроме того, в ходе реализации проекта было реализовано ряд задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. К окончанию проекта многие дети выразили своё желание в будущем стать военными, медицинскими работниками, историками, что, на наш взгляд, является огромной заслугой всех участников и организаторов проекта.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может использоваться воспитателями и родителями дошкольников, заинтересованными данной темой.
В ходе реализации данной методической разработки все поставленные задачи были выполнены. Дети с удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли интерес и активность.