Наталья Шелудкова
Познавательный проект «Югра — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
«Югра – мой край родной»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель Шелудкова Наталья Александровна
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Формы работы: групповая, фронтальная.
Актуальность:
Публикация «Познавательный проект „Югра — мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря ним он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера.
Задачи:
• дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
• познакомить с фольклором народов ханты-манси: загадки, пословицы, приметы;
• формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
• создание развивающей среды.
Предварительная работа:
1. Подбор литературы, иллюстраций.
2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
4. Беседа с родителями о содействии в пополнении уголка «Мой край - Югра».
5. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.
6. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.
7. Подбор материалов для родителей.
8. Сбор и оформление наглядного материала.
Ожидаемый результат:
• дети получат первичные представления о коренных народов Севера, а именно Ханты и Манси;
• научатся играть в подвижные игры: «Важенка и оленята», «Охота на волка», «Птицелов» и т. д.
• во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных (почему у медведя нос черный, почему гуси шипят, почему у зайца хвост маленький и т. д.);
• расширят словарный запас: орнамент, чум, малица, морда, лук, лабаз, люлька и т. д.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный. Формулируем проблему, цель проекта. Ставим перед детьми в игровой форме задачи.
2 этап: практический. Проводим запланированные мероприятия для реализации проекта.
3 этап: итоговый. Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, на темы: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)». Итоговое мероприятие - изготовление тематических папок на тему: «Югра – мой край родной».
План проекта «Югра – мой край родной»
Области интеграции Формы работы с детьми Тема, содержание сроки
Труд Трудовое поручение (домашнее задание). Изготовление совместно с детьми книжек-малышек, на тему: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)». Итоговое мероприятие - изготовление тематических папок на тему: «Югра – мой край родной». В течение всей недели
Познание НОД, презентация «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси». 18. 12. 16г
Здоровье Беседа. «Дети и детство» (народы ханты-манси). 19. 12. 16г
Художественное творчество Конспект НОД по художественной деятельности «Украшение одежды хантыйским орнаментом».
20. 12. 16г
Физкультура Знакомство с подвижными играми. «Важенкка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз», «Охота на волка» и т. д. 21. 12. 16г
Коммуникация Чтение сказок Лиса и гуси (хантыйская сказка).
Зайчишка (хантыйская сказка). 22. 12 16г
Мероприятия по реализации проекта
1. Опрос на тему: «Первичные представления о жизни людей ханты-манси»
2. Беседы на темы: «Кто такие ханты и где они живут», «Традиции и обычаи народов Севера».
3. Чтение художественной литературы: Г. Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох», «Лиса и гуси» (хантыйская сказка, «Не бойся пурги» стихи поэтов малых народов крайнего севера, Конькова А. «Сказки бабушки Анне», «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка).
4. Художественно-творческая деятельность:
• Изготовление тематических папок, книжек-малышек по следующим темам: «Животные нашего края», «Растения: стихи, загадки (описание)» (родители совместно с детьми).
• Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».
• Конспект НОД по художественной деятельности. «Украшение одежды хантыйским орнаментом».
• Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».
5. Игровая деятельность:
• Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей».
• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в хантыйское селение».
• Дидактические игры: «Обитатели природы», «Национальная одежда».
6. Методическое обеспечение:
Подбор методической и художественной литературы.
7. Изготовление тематических папок:
• «Наш округ».
• «Верхнеказымский - мой посёлок».
• «Сказки и рассказы народов ханты-манси».
• «Подвижные игры народов крайнего севера».
• «Стихи о нашем округе».
Формы работы с родителями:
Консультации:
• «Обычаи и праздники ханты и манси».
• «Традиционное мировоззрение о почитаемых народами ханты и манси животных».
• «История земли Югорской».
• Рефлексия:
Таким образом, проведя последовательную, плановую работу, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях и обычаях. Ребята нашей группы научились играть в подвижные игры «Охота на волка», «Птицелов», особенно полюбилась игра «Важенка и оленята». Так же познакомились с некоторыми сказками и рассказами народов ханты-манси, узнали некоторые особенности животных (у медведя нос черный, у зайца длинные уши, гуси шипят и т. д.) У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое чум, лук, люлька, орнамент.
Цель и задачи проекта реализованы. Итоговое мероприятие - изготовление тематических папок на тему: «Югра – мой край родной».