Светлана Грачева
Проект «Ярославия — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 101» г. Ярославль.
Название проекта
«ЯРОСЛАВИЯ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный
Продолжительность: февраль – март
Участники – воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, учитель – логопед, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, педагог по физической культуре
Публикация «Проект „Ярославия — мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Любовь к родным людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка. Постепенно эта любовь расширяется в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, а зятем ко всему человечеству.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагогов и родителей.
Одна из форм формирования интереса и любви дошкольника
к малой Родине – это использование краевой работы.
Краеведение играет существенную педагогическую роль в
нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом воспитании;
является генерирующим звеном между учебной и воспитательной
деятельностью детского сада и обеспечивает межпредметные связи.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем
патриотические чувства, которые сохраняются на его жизнь, служат
духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая
детей на событиях тесно связанных с историей, природой родного края, тем
самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом,
позволяет лучше почувствовать родной край, а затем стать созидателем своей малой
Родины. Данный проект ориентирован не на запоминание обучающей информации,
а на активное участие детей и родителей в процессе ее преобразования.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к своему родному краю, к людям строившим и прославлявшим его, уважение к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации на краеведческую деятельность.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей представления об историческом прошлом и настоящем нашего города и области, о личностях, оставивших заметный след в истории родного края.
Развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуре Ярославского края.
Развивать память, творческое воображение, внимание, мышление, способность к поисково – исследовательской, творческой деятельности.
Обогащать словарь детей, развивать связную речь, речевую активность.
Способствовать формированию патриотического отношения к России, своему краю, любви к родному городу; общественной активности ребенка, гражданской позиции, культуре поведения и общения в социуме; укреплению семейных связей.
Способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославской области (промышленные объекты).
Приобщение детей к культурным богатствам Ярославской области.
Воспитывать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Продукт проекта :
Фотоматериалы о Ярославском крае
Стенд «Край родной навек любимый»
Стенгазета «Путешествие по родной земле»
Конспекты образовательной деятельности по различным образовательным областям
Выставка рисунков, поделок: коллективная работа «Храмы города Ярославля», аппликация «Город будущего»
Книга рассказов: о гербе Ярославля (России, о достопримечательностях города, народных промыслах Ярославской области
Дидактическая игра «По церковным куполам ты узнай этот храм»
Дидактическая игра «Калейдоскоп народных традиций»
Сочинение синквейнов
Оборудование:
альбомы
энциклопедии
рассказы и стихи о родном крае
сказки и легенды,
предметы быта, национальных костюмов
Основные формы реализации проекта :
беседы с детьми
рассматривание альбомов, предметов народных промыслов, слайдов
прослушивание аудиозаписей
заучивание пословиц о Родине
загадывание загадок
чтение художественных произведений
разучивание песен, стихов, танцев, хороводов
дидактические игры
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
принцип развития
отражает четкую ориентацию на развитие личности
принцип дифференциации и индивидуализации
предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи
принцип диалогического общения
отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта
принцип доступности
предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений
принцип системности
достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности
ГИПОТЕЗА:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто основал и прославлял свой край; начнут проявлять интерес к событиям жизни своего города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Предполагаемый результат
Дети научатся:
- ориентироваться в важнейших для области событиях прошлого и настоящего, в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих их людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, к составлению синквейнов на заданную тему;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для планирования и самоконтроля своей деятельности;
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и традициям наших предков;
- узнавать символику Ярославской области и города;
- описывать достопримечательности Ярославля и ярославской области;
Дети приобретут способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, развить в себе самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
У детей будут сформированы основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданин Ярославля, чувства сопричастности к своему краю
1 Этап- ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Деятельность педагога. Деятельность детей. Деятельность родителей.
Взаимодействие со специалистами
Формулирует проблему по данной теме. Принимают задачи проекта.
Обсуждают проблему проекта, цели и задачи. Координируют совместную деятельность по различным образовательным областям
Определяет задачи, намечает перспективу деятельности для решения проблемы. Участвуют в проведении викторин, конкурсов.
Моделирует ситуацию, позволяющую выделить проблему. Составляют рассказы синквейны на заданную тему. Участвуют в анкетировании
Создает эмоциональный настрой и заинтересовывает родителей и детей на предстоящий проект.
Занимаются продуктивной деятельностью.
Совместно с детьми собирают информацию по теме.
Проводит анкетирование родителей на тему «Как вы считаете, нужно ли…»
Собирают совместно с родителями информацию о городе, районах Ярославской области, народных промыслах, достопримечательностях и т. д. Отвечают на вопросы анкеты
Обсуждает с родителями цель и задачи проекта. Готовят сообщения по разделам проекта. Высказывают свое мнение о значении проведения данного проекта
Стимулирует детей в сюжетно-ролевой игре к развитию разнообразных сюжетов, используя традиции ярославской области, элементы фольклора и предметы народных промыслов
. Предоставляют:
- макеты
- фотоматериалы
- открытки
- картины, схемы
- синквейны
II этап проекта - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Деятельность педагога. Деятельность детей. Деятельность родителей
Взаимодействие со специалистами
Составляет перспективный план работы по теме проекта Расширяют и систематизируют информацию о своем городе, области, о профессиях своих родителей и людей Земли Ярославской, о животном и растительном мире Ярославской области. Читают детям познавательную и художественную литературу. В образовательной деятельности художественно- эстетической направленности музыкальный руководитель знакомит разучивает вместе с детьми песни народных коллективов Ярославской области
Осуществляет сбор и систематизирует информацию по теме «Ярославия – мой край родной». Отражают полученные знания в составлении рассказов, синквейнов, стихах, танцах, сюжетно-ролевых играх. Знакомят детей со своей профессией, рассказывают о ней в группе. Редактируют книгу «Профессии родителей». В образовательной области оздоровительной направленности педагог по физической культуре знакомит и играет вместе с воспитанниками в подвижные игры Ярославской области
Читает детям познавательную и художественную литературу по теме проекта, включая и произведения писателей и поэтов земляков
Подготавливает детей к составлению рассказов и сочинению синквейнов.
Предоставляет родителям памятку о сборе материала «Ярославия – мой край родной».
Составляет и оформляет список дидактических игр разной направленности
Обсуждает с родителями и детьми экскурсии по достопримечательностям города и области.
Учит пословицы о Родине
Собирает материал по пословицам на тему: «Родина», «Семья», «Воспитание».
Собирает материал о профессиях родителей.
Разрабатывает цикл бесед и занятий по ознакомлению с достопримечательностями города и Ярославской области Используют в сюжетно-ролевых играх предметы народных промыслов Ярославской области Подбирают материал по народным промыслам родного края.
Оформляет альбомы:
- «Мой любимый город»;
- «Храмы Ярославля»;
- «Народные промыслы Ярославской области»;
- «Растительный и животный мир Ярославской области».
Составляют и сочиняют синквейны и рассказы на темы:
- «Герб Ярославля»;
- «Мой любимый город»;
- «Тутаевские колокола»;
Оформляют информационную папку «Ярославская область, районы»
Оформляет:
- дидактические игры,
- схемы- путешествия по городу,
- карту Ярославской области.
- картотеку достопримечательностей города и области.
Участвуют в оформлении дидактических игр
Собирает библиотеку «Писатели и поэты Ярославской области»
Собирают библиотеку литературных произведений писателей земляков
Знакомит воспитанников с литературными произведениями Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского
Организует выставки на темы:
- «Город в прошлом и настоящем»;
- «Гербы городов «Золотого кольца»;
- «История города в картинках»;
- «Музей – усадьба Н. А. Некрасова»
- «Народные промыслы Ярославской области»
- «Храмы Ярославля»;
- «Литературные произведения Н. А. Некрасова, К. Д. Ушинского»
- «Мышкинский музей»;
- «Царство Берендея»;
- «Поездка в Карабиху»
III этап проекта – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАДАЧИ УЧАСТНИКИ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
I.Познавательное развитие
1. НОД:
- «Я и моя семья. Наши семейные традиции».
2. Беседы:
- «История одной фотографии».
- «Что такое профессия»
3. Рассматривание:
- семейных альбомов
- фотоальбома «Все профессии важны…».
4. Загадки о профессиях.
5. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».
II.Художественно- эстетическое развитие
1. НОД:
- рисование «Семья».
III. Речевое развитие
1. Составление синквейнов на темы: «Семья», «Папа», «Мама», «Брат», «Сестра». 1. Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
2. Воспитывать желание заботится о близких.
3. Развивать чувство гордости за свою семью.
4. Упражнять в умении отгадывать загадки, выделяя главные признаки
5. Воспитывать уважение и интерес к людям труда, к различным профессиям, к тому, где и кем работают их родители
Воспитатели Дети Педагог по изобразительной деятельности
1 неделя
I.Познавательное развитие
1. Дидактические игры:
- «Определи профессию по словам».
- «Ответь пословицей»
- «Найди в пословице слова противоположные по смыслу»
- «Подбери пословицу к сказке, рассказу, басне».
II.Художественно- эстетическое развитие
1. Прослушивание песен о профессиях.
2. НОД – рисование по пословицам
III. Речевое развитие
1. Составление синквейнов на темы: «Врач», «Учитель», «Профессия».
2. Чтение стихов о профессиях: С. Михалков «А что у вас?», Б. Заходер «Шофер», Л. Кордашев «Наш доктор», Е. Пермяк «Мамина работа».
3. НОД «Пословицу сказал – дорогу указал»
Викторина «Пословица – мудрость народная»
1. Закреплять представления детей о профессиях учитель, врач, водитель.
2. Продолжить знакомить с устным народным творчеством.
3. Ввести пословицы в активный словарь детей, научить правильно употреблять их в своей речи.
4. Учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, отражающие это значение.
5. Формировать поисковую деятельность, развивать умение употреблять пословицы по ситуации.
6. Учить составлять синквейны по темам – пословица, доброта, труд, ум, учение. Воспитатели Дети. Родители Педагог по изобразительной деятельности Муз руководитель
2 неделя
I.Познавательное развитие
1. Дидактические игры:
- «Найди координаты города»
- «Достопримечательности города» (найди не ошибись)
- «Найди герб города по описанию»
2. Беседа «Государственная символика города Ярославля.
3. Игра – путешествие по карте – схеме «Спасо – Преображенский монастырь» (Площадь Богоявления).
4. НОД: «Ярославия – частица моей Родины»
II.Художественно- эстетическое развитие
1. Коллективная работа:
- «Герб группы».
- «Храмы Ярославля»
2. НОД:
- рисование «Мой город»
- конструирование Церковь Михаила Архангела»
1. Закреплять знания детей о государственных символах и города Ярославля.
2. Формировать поисковую деятельность при работе с картами- схемами, картой Ярославской области.
3. Побуждать и поддерживать интерес к достопримечательностям нашего города. Воспитатели. Дети. Родители. Педагог по изобразительной деятельности
3 неделя
I.Познавательное развитие
1. Рассматривание:
- альбома «Наш город».
- гербария растительного мира Ярославского края
2. Фотовыставка:
- «Город прошлого и настоящего»
- «Мой любимый город».
II. Речевое развитие
1. Составление рассказов детей о достопримечательностях города с показом фото на фоне достопримечательностях города
2. Сочинение синквейнов на тему:
- «Мой Ярославль»
- «Зоопарк»
- «Театр юного зрителя»
1. Развивать критическое мышление, активизировать словарь.
Воспитатели. Дети. Родители
4 неделя
I.Познавательное развитие
1. НОД: «Мой край». Пословица «Человек без Родины, что соловей без песни»
2. Дидактическая игра «Найди на карте».
3. Виртуальные экскурсии с использованием видео «Золотое кольцо России»
4. Беседы:
- «Люди, прославившие наш край». Пословица «Труд человека красит».
- «Игры и игрушки наших предков». (тряпичная кукла, хохлома, глиняная игрушка, керамические изделия.
5. Знакомство с картой Ярославской области.
II.Физическое развитие
1. Подвижные игры Ярославской области на улице
1. Формировать у детей представление об историческом прошлом и настоящем родного края
Воспитатели. Дети. Родители. Инструктор по физической культуре
5 неделя
I.Познавательное развитие
1. НОД: «Деревья нашего леса»
2. Логическая игра «Распредели по группам».
3. Дидактические игры:
- «Найди по описанию»
- «Чей лист»
4. Беседы:
- «Съедобные, несъедобные»
- «Народные промыслы Ярославской области»
5. Дидактические игры:
- «Назови координаты»
- «Где находится город…»
II.Художественно- эстетическое развитие
1. НОД:
- рисование «Наш лес».
- поделки «Лесовичок», «Грибок», «Избушка».
III. Речевое развитие
1. Сочинение синквейнов «Лес», «Береза».
1. Закреплять знания детей о деревьях наших лесов.
2. учить различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям Воспитатели. Дети. Родители.
6 неделя
I.Познавательное развитие
1. НОД:
- «Дикие животные Ярославского края весной».
-«Чудо – чудное, диво – дивное»
2. Беседы:
- «Правила поведения в лесу»
- «Пошехонье – город 5 рек и 7 мостов»
- «Русские народные праздники» (Хозяин рек Пошехонья, Праздник Водяного)
- «Музей Медведя»
- «Рыбинское водохранилище»
3. Просмотр видеоролика «Народные промыслы»
II.Художественно- эстетическое развитие
1. НОД:
- поделка «Медведь – хозяин леса»
- рисование «Сидит белочка в тепле…»
- рисование «Русская матрешка»
- раскраска изделий из дерева,
.1Расширять и уточнять знания детей о диких животных, их внешнем виде. среде обитания.
2. Воспитывать гуманное отношение к диким животным, чувство милосердия.