Вероника Нартова
Познавательный проект в средней группе «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы,
родители воспитанников.
Актуальность темы.
22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к её решению. Но основные цели остаются неизменными:
Публикация «Познавательный проект в средней группе „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
• оказывать помощь и принимать меры для решения проблемы снабжения населения планеты питьевой водой;
• распространять информацию о важности и необходимости охраны водных ресурсов и питьевой воды;
Значение воды в нашей жизни очень велико. Вода покрывает две трети поверхности Земли. Вода - это моря, океаны, озёра, реки, ручьи и родники.
Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лёд. Всё это вода. Океаны и моря – самые большие водоёмы, хранилища воды на Земле, в моря впадают реки, а любая река начинается с ручейка.
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и их поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Свой педагогический процесс мы строим на методах наглядных и практических, а для того, чтобы он был эффективным, в работе с детьми уделяем большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. С этой целью мы разработали экологический проект «Вода вокруг нас», который позволит расширить и углубить представления детей о воде, водоемах. Научит заботиться, беречь и охранять водные ресурсы, соблюдать правила поведения на природе.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать у детей элементарные экологические представления о воде, водоемах, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание того, что вода – источник жизни на Земле.
Систематизировать знания об окружающем мире.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
Развивать у детей экологическую культуру.
развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.
Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.
Предполагаемый результат:
В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
Дошкольники узнали, что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Дети приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научились контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
исходя из интересов детей, проводится круглый стол с родителями:
-обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,
- создание условий, необходимых для реализации проекта,
-обогащение предметно-развивающей среды.
-сбор и анализ литературы по данной теме;
-разработка плана реализации проекта;
-подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
-разработка конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическому воспитанию, формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Результаты проекта :
Значительно повышен уровень знаний и представлений по вопросам проекта, повышена познавательная активность детей.
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Дети получили удовольствие от выполненной работы в коллективе;
Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Презентация проекта :
Изготовление лэпбука «Вода вокруг нас».
Создание мини-музея «Подводное царство».
Изготовление сенсорной коробки «Море и его обитатели».
Выставка творческих работ по теме «Вода вокруг нас».
Развивающая среда :
1. Центр экспериментирования.
2. Дидактические и настольно-печатные игры.
3. Наглядно-дидактические пособия.
4. Раздаточный материал
5. Центр художественно-эстетического развития.
6. Специальная методическая литература.
7. Художественная литература.
Приложения:
1. Беседа «Вода вокруг нас».
2. Беседы о воде.
3. Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда!»
4. Сценарий развлечения для детей средней группы «Волшебница вода».
5. Проблемная ситуация «Грязная вода».
6. Проблемная ситуация «Что было бы, если бы закончилась вода?».
7. ОД по познавательному развитию «Волшебница-вода».
8. ОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) «Загадочная вода».
9. ОД по познавательному развитию «Свойства воды».
10. ОД по познавательному развитию «Вода-водица».
11. Художественное творчество: «Живые облака» (рисование гуашью, «Снежинка» (рисование пластилином, «Снеговик» (рисование ватными палочками,
12. Картотека опытов и наблюдений по теме проекта.
13. Картотека подвижных игр, игр-забав, физкультминуток по теме проекта.
14. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
15. Картотека дидактических игр.
16. Стихотворения и загадки по теме проекта.
17. Консультации для родителей: «Поговорим о воде».
Методическая литература:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» -М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада» : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Никонова Н. О., Талызина М. И. «Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. «Система работы с детьми в старшей группе детского сада». -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ.» – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» - СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
10. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду.» – М. : Линка-Пресс, 2008, -256с.
10. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003
12. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.