Валентина Щербина
Познавательный проект для старшей группы «В мире сказочной математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Публикация «Познавательный проект для старшей группы „В мире сказочной математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. В этом детям может помочь сказка.
Для чего ребёнку нужна сказка? «Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разногорода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные». Она средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальностикоторой он ещё не знает, черты будущего о котором ещё не умеет задумываться.»(Джанни Родари).
Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.
А. М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приёмов фантазирования: оживления, увеличения-уменьшения, ускорения- замедления и т. д.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Через сюжет сказки взрослый может показать ребёнку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства. Приведём пример. Сказка Г. -Х. Андерсена, которую читают старшим дошкольникам, - «Гадкий утёнок». Если взрослые акцентируют основное внимание на противопоставлении образов обитателей птичьего двора и бедного, несчастного маленького утёнка, то фактически они транслируют беспомощность в восприятии собственных жизненных неурядиц. Но ведьу автора совсем иная цель, и её достижение мы видим в конце. Значит, главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
Соединение этих двух казалось бы разных направления, дает возможность детям повысить интерес к математике, развить познавательные способности, получать знания в той форме, которая ему ближе всего – в сказке.
Цель проекта:
создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие:
- развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.
Воспитательные:
- воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.
Участники проекта:
- Воспитатели
- Дети старшей группы
- Родители
Ожидаемый результат:
- использование в работе игровых ИКТ заданий;
- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
- создание совместной книги «Сказочная математика»
Срок реализации проекта: 2 недели
Первый этап:
История проекта:
Наша история работы в проекте, началась с того, что в один из осенних дней на запотевшем после сильного дождя окне, Артём начал чертить пальцем геометрические фигуры и цифры.
Вокруг него тут же собрались дети. «Что ты делаешь?», «А что это будет?» - атаковали они его вопросами. «Это будет город — уверенно ответил Артём, — потому что я хочу, чтобы мой город стал ещё больше».
Как ни странно, ни у кого из детей не возникло вопроса «зачем?» По-видимому, желания других детей, так же как и свои собственные, малыши пока не подвергают критичному осмыслению. Они просто мечтают.
- Если он станет больше, кто там будет жить? (София)
- Да, ведь у всех уже есть дома (Даша)
- А в мой город ещё приедут люди и займут новые дома, и нас станет ещё больше. (Артём)
Вот и появилась первая информация о том, что дети знают, что они думают. Я записала эти высказывания для того, чтобы позже сослаться на «компетентное мнение» Софии, Даши, Артёма и иметь представление о том, что следует уточнить, актуализировать, расширить для предъявления родителям информации о жизни детей в группе.
Есть главный вопрос: «Как помочь Артёму построить большой город, о котором он мечтает?»
Обращаюсь к детям, которые пришли позже и не видели рисунка Артёма: «Ребята, у нас сегодня в группе началось строительство!»
Но сами мы не справимся, надо звать на помощь!
А кого? Родители на работе! (Святослав)
Я предложила вариант, который и детей заинтересует и родителей в стороне не оставит.
- Предлагаю нам всем стать волшебниками и с помощью волшебства построить большой город, как мечтает Артём.
Ребята конечно согласились с большим удовольствием.
- Для начала нам надо было сосчитать, сколько строительного материала нам понадобиться. Мы пришли к выводу, что сами не справимся, решили привлечь к нашей стройке родителей.
Взрослые вместе с детьми спланировали работу.
С этого дня ребята носили домой домашние задания и на следующий день приходили с чувством выполненного долга. Так значительно вырос интерес к математике.
Вместе с детьми мы решили писать сказки, да не простые, а математические и помогали нам наши родители. Так и полетели день за днём да сказка за сказкой. И получилась у нас книга целая, сказок волшебных.
Второй этап - реализация проекта:
НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
- НОД «Путешествие по сказке Золушка»,
- НОД Математическое представление «Затерянный город».
«Новости из Простоквашино», «Заюшкина избушка», «Стрекоза и Муравей»,
«Путешествие по сказкам».
конструирование «Лего» - «Цветные цифры», лепка «Веселые цифры».
Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Просмотр презентаций «В некотором царстве, в некотором сказочно - математическом государстве», «Предметы и формы».
Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
Работа со счетными палочками.
Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Чудо крестики», «Танграм», блоки Дьенеша, «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т. д.
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Построй фигуру».
Пальчиковая гимнастика.
Выставка литературы по теме «В мире Математики», Д/и «Подбери фигуру»
Беседа «Как люди научились считать?», Д/и «Подбери игрушку», Чтение сказки «Гуси - Лебеди», Конкурс детских рисунков по мотивам русских народных сказок, Д/и «Построй свой дом»,НОД «Математика в сказке», Д/и «Назови и сосчитай», Просмотр диска «Уроки тётушки Совы», НОД «Путешествие в осенний лес»
Чтение стихотворения «Дядя Стёпа», П/и «Что, мы делаем не скажем», Развивающая сказка «Четыре лебедя», П/и «Мы весёлые ракеты», Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»
НОД «Приключения Незнайка в стране Математики», Конкурс загадок на тему «Весёлая математика», Развивающая сказка «Умная неделя», П/и «Сосчитай правильно», Д/и «Расскажи про свой узор», Конкурс на тему «Математические сказки», Досуг «В мире Математики»
На протяжении всего проекта
1. Разгадывание загадок
2. Заучивание стихов
3. Математические пословицы и поговорки
Третий этап – результативный
Составление волшебной книги математических сказок.
Приложения к проекту
Тема «Путешествие по сказке Золушка»
Цель.
Формировать умение производить арифметические действия в пределах 10, сравнивать числа, расставляя знаки «больше», «меньше», «равно». Упражнять в составлении изображения предмета из геометрических фигур.
Материал:
Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка». Картинка с изображением дома с девятью окнами. Картинка с изображением трёх кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Таблица с изображением предметов посуды (в каждом ряду не хватает одного предмета) и карточки с изображением недостающих предметов посуды. Шесть картинок с изображением мыши на каждой. Картинка с изображением трёх пар лошадей. Картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок). Картинка с изображением туфельки, составленной из треугольников и квадратов (образец). Красочно оформленная коробка. Таблица с парами чисел. Волшебная палочка. Вырезанные из жёлтого картона звёзды с цифрами.
Картинка с изображением дома с девятью окнами, счётный материал, картинка с изображением двух циферблатов (без стрелок, три треугольника и три квадрата, числовые карточки, простой карандаш, бумажный круг (торт) - на каждого ребёнка.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель. Какие бывают сказки?
Дети. Русские народные, авторские, сказки народов мира.
Воспитатель. А какие сказки вы любите слушать? (Ответы детей. Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка».) Назовите сказку, иллюстрации к которой вы видите. («Золушка».) Все вы знаете и любите эту сказку. Кто её написал?
Дети. Французский сказочник Шарль Перро.
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие по сказке «Золушка». Вы знаете, Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец. Но злая мачеха не взяла её с собой, а приказала выполнить много трудных заданий.
- Сначала падчерица должна была натереть полы во всех комнатах. (Выставляет на фланелеграфе картинку с изображением дома с девятью окнами.)
- Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нём комнат, если в каждой комнате по три, окна. Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу. (Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто справляется с заданием первым, выходит к фланелеграфу и записывает ответ. Остальные проверяют)
Воспитатель. Затем Золушка должна была посадить под окнами дома три куста красных и три куста жёлтых роз. Помогите девочке и скажите, сколько всего кустов надо посадить.
Выставляю на фланелеграфе картинку с изображением трёх кустов красных и трёх кустов жёлтых роз. Используя счётный материал, дети составляют математическое выражение.
Воспитатель. Мачеха также наказала Золушке, чтобы она вымыла всю посуду и расставила её по полкам. (Выставляет таблицу с изображением предметов посуды.) Помогите Золушке определить, какой посуды не хватает в каждом ряду.
Вызванный ребёнок получает карточки с изображением недостающих предметов посуды и заполняет таблицу.
Воспитатель. На помощь девочке, кроме вас, пришла добрая фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая фея превратила самых обыкновенных мышей.
(Выставляю шесть картинок с изображением мыши на каждой.)
- Сколько мышей заколдовала добрая фея, если получилось три пары лошадей?
(Вызванный ребёнок выкладывает три пары картинок с изображением мышей на каждой и объясняет свои действия. Выставляю картинку с изображением трёх пар лошадей)
Воспитатель. Наконец Золушка отправилась на бал и оказалась во дворце затри часа до полуночи. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время должны были исчезнуть
все подарки доброй феи. Как иначе можно назвать полночь? (Дети отвечают. Выставляю картинку с изображением двух циферблатов.
- Перед вами часы без стрелок. Нарисуйте стрелки на одном
циферблате так, чтобы они показывали полночь, а на другом чтобы они показывали время, когда Золушка приехала на бал, тоесть на три часа раньше.
(Дети выполняют задание, используя свои картинки. Тот, кто первым справился с заданием, рисует стрелки на демонстрационном материале и объясняет свои действия)
Воспитатель. На балу было очень весело. Король устроил лотерею. Призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 6. Определите, какие это были пары чисел?
Выставляю красочно оформленную коробку и таблицу с парами чисел.
(Дети находят пары (5 и 1,2 и 4,3 и 3,выбирают соответствующие числовые карточки, поочерёдно показывают их воспитателю и опускают в коробку) Воспитатель. Золушка веселилась на балу и отдыхала от работы, которой нагружала её мачеха. Давайте и мы немного отдохнём.
(Проводится разминка)
- Беру в руки волшебную палочку.
На балу у короля
Собрались его друзья.
Тихо парами мы встали,
Во дворец на бал попали.
Выполняю круговые движения палочкой, приглашая детей на середину групповой комнаты. Звучит аудиозапись польки. Выступаю в качестве танцмейстера. Дети на счёт выполняют танцевальные движения)
Воспитатель. На балу угощали сказочно вкусными тортами. Поделить торт на равные части между королём, принцем, королевским звездочётом и танцмейстером доверили Золушке. Сколько получилось частей? (Четыре.) Докажите это.
(Дети сгибают бумажные круги пополам, затем ещё раз пополам. Разворачивают круги и объясняют, что получилось четыре равные части.
Воспитатель. Звездочёт придумал для гостей следующее задание. Он погасил на небе несколько звёзд, а чтобы они вновь засияли, предложил правильно расставить знаки сравнения)
Выставляю на фланепеграфе вырезанные из жёлтого картона звёзды с цифрами. Дети поочерёдно вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.
Воспитатель. Золушка должна была уехать с королевского бала до наступления полу ночи. Но время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Она помчалась вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с её ноги.
- Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если соберёте её из геометрических фигур.
(Дети (без образца) складывают изображение туфельки из треугольников и квадратов. Тот, кто первым справляется с заданием, выходит к фланелеграфу и объясняет свои действия, используя выставленный воспитателем образец) Воспитатель. Вот и закончилось математическое путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями.
Сказке нашей конец, а кто Золушке помогал - молодец!