Елена Сафьянникова
Познавательный проект «Путешествие с Капелькой» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя.
Возраст: 2-3 года (первая младшая группа).
Участники: педагоги, воспитанники первой младшей группы, родители.
По количеству участников: групповой.
Актуальность:
Публикация «Познавательный проект „Путешествие с Капелькой“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Объект проекта :
методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.
Гипотеза проекта :
Реализация разработанной системы методов и приемов организации экспериментирования в I младшей группе, создание предметно-развивающей среды, осуществление индивидуального подхода к ребенку приведут к формированию познавательной активности и инициативы детей, а также поможет процесс адаптации детей сделать более лёгким.
Цель:
Формирование познавательных действий у детей 1 младшей группы через экспериментирование с материалами и веществами.
Задачи:
1. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира.
2. Развитие разных видов детского восприятия.
3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде.
4. Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.
Методы:
- наглядные,
- словесные,
- практические,
- игровые.
Реализация проекта.
Этап №1. Подготовительный.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы по теме проекта, подбор необходимого оборудования.
- Рассматривание иллюстраций о воде.
- Беседы с родителями по теме проекта,
- Творческое задание для родителей – создание совместного альбома «Увлекательное экспериментирование дома».
Этап №2. Основной.
- Просмотр опытов (Приложение №1).
- Рассматривание и беседы с детьми о содержании альбома «Увлекательное экспериментирование дома».
Этап №3. Заключительный.
- НООД «Путешествие с капелькой» с элементами нетрадиционного рисования.
Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации.
2. Создание альбома «Увлекательное экспериментирование дома».
3. Поощрение родителей, творчески подошедших к оформлению задания.
4. Заинтересовывать родителей в необходимости совместного творчества с детьми, в домашних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности,
2. принятие активного участия в продуктивной деятельности,
3. проявление эмоциональной отзывчивости.
4. Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Вывод.
Дети осваивали простейшие действия, основанные на действиях переливания и пересыпания. В процессе ознакомления с природой малыши узнают объекты и явления неживой природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Познакомились с такими понятиями как
«вода», «снег», «лёд», действиями – «переливаем», «пересыпаем». Способствовали первичным представлениям о себе через взаимодействие с природой.
Заключение:
Реализация проекта подтвердила необходимость данной работы с детьми. В дальнейшем планируем проводить данный проект, так как в процессе расширились знания и представления детей о воде, природных явлениях. Дети научились наблюдать, подмечать детали, отмеченные воспитателем.
Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Литература:
1. Т. И. Бабаева «Примерная образовательная программа дошкольного воспитания «Детство» Детство-пресс, Санкт-Петербург, 2014 г.
2. Е. А. Мартынова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Волгоград, издательство «Учитель», 2011 г.
3. Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» Москва, «Творческий центр», 2005 г.
4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, «Творческий центр», 2007 г.
5. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.» Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2013.