Наталья Мамырина
Проект «Осень» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области
Проект :
«Осень, осень…»
(первая младшая группа)
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Мамырина Н. В.
г. Лебедянь, 2017 г.
Паспорт проекта :
Вид, тип проекта : познавательно-информационный, творческий.
Публикация «Проект „Осень“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный (три дня).
Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Актуальность темы:
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Цель проекта :
Создание необходимых условий для знакомства детей с характерными признаками осени, развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность экологического содержания.
Задачи проекта :
• дать воспитанникам элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада);
• знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
• учить детей работать с фланелеграфом.
• развивать умение совместно со взрослым и под присмотром взрослых на прогулке собирать листочки.
Работа с родителями:
• 1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к развлечению «Что нам осень принесла?», «Осень».
• 2. Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду «Осенние фантазии»
• 3. Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
• 4. Подготовка консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
Ожидаемые результаты:
• Увеличится объём представлений детей о сезонных изменениях в мире живой природы, признаках осени, ее дарах.
• Дети смогут использовать полученные представления и знания в художественном творчестве.
• Пополнится словарный запас.
Формы и методы реализации проекта :
• - наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
• - рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• - чтение художественной литературы о природе, о временах года;
• - утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
• - выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных);
• - индивидуальная работа с детьми;
Ресурсное обеспечение:
Краски гуашь. Бумага формат А – 3: лист с изображением дерева, иллюстрации с изображением осени, листопад, фланелеграф, бумажные листочки деревьев.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
Цели: 1. Создать развивающую среду.
2. организовать работу с родителями.
3. Осуществить подбор сюжетных картин и художественных произведений про осень.
Практический этап
Содержание: 1. Целевые прогулки на участке, а так же по территории детского сада.
2. Художественное творчество.
3. Чтение художественных произведений посвященных осени, беседы на осеннюю тему.
4. Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Задачи: формировать у детей умения самостоятельно подбирать цвет красок для осуществления замысла; развивать технические умения в работе с гуашью, кистью, развивать творческие способности детей, фантазию, эстетический вкус, прививать аккуратность в работе.
Беседы.
«Какими красками рисует осень», «Почему опадают листья?», «Куда улетают птицы?», «Откуда хлеб пришел?», «Что такое урожай?» .
1. Целевая прогулка на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла».
Задачи. Продолжать формировать представление о втором периоде осени – золотая осень; обратить внимание на изменение цвета листьев у клёна, берёзы, каштана, расцвечивание листьев; устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в природе.
2. Наблюдение за цветами на клумбах детского сада «Маленькие «солнышки» дали семена».
Задачи: уточнить представления об условиях жизни бархатцев осенью; закреплять умение различать зрелые и незрелые семена бархатцев; развивать стремление эмоционально — эстетически откликаться на проявление прекрасного в природе.
4. Составление загадок с использованием символов.
5. Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк».
Итоговый этап.
1. Выставка совместного творчества детей и воспитателя «Осенний листопад».
2. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома.
3. Выполнение стенда «Осень, осень…».
Задачи: способствовать развитию партнёрской позиции воспитателя в общении с детьми; развитию положительной самооценки ребёнка, уверенности в себе.
1. Развитие речи.
Тема : «Осень золотая…»
Цель: Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками.
Задачи: - обогащать словарь детей (осень золотая, пёстрая, разноцветная; небо серое, хмурое).
Речевое развитие: учить узнавать на картинках осенние признаки природы : «светит солнышко», «плывет туча», «идет дождь», «появились лужи», «на деревьях пожелтели и опадают листья», «дети на прогулку надевают теплые вещи».
Познавательное развитие: - продолжать учить выделять цвет (красный, зеленый, жёлтый).
Социально – коммуникативное развитие: - развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
Художественно – эстетическое развитие: - помочь детям «увидеть» красоту осенней природы.
Физическое развитие: - развивать двигательную активность путем использования на занятии здоровьесберегающих технологий (пальчиковая игра «Дождик», игровое упражнение «Через лужи я скачу», физкультминутка «Листья».)
Методы и приемы:
Практические: Пальчиковая игра «Дождик, игровое упражнение «Через лужи я скачу», игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок», игровое упражнение «Найди лист по цвету», физкультминутка «Листья».
Наглядные: Демонстрационный материал — картины на тему осени, листочки осенние разных цветов для фланелеграфа.
Словесные: Беседа по картинам, проговаривание стихотворения, вопросы.
Материалы и оборудование: Осенние картины на мольберте, вырезанные осенние листочки (красные, желтые, оранжевые,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об осени. Я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание детей на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? ( Побуждает ответить: «Осень»). Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за осенними явлениями. Сначала солнышко светило ярко, нам было светло, тепло, радостно. (Побуждает повторить слова — «тепло», «светло», «ярко», «радостно». Обращает внимание на солнышко).
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку!
(Побуждает порадоваться, похлопать в ладошки).
Воспитатель: Но с каждым днем осенью солнышко светит все реже, оно мало греет. Небо все чаще бывает серым, хмурым. Становится все холоднее и холоднее.
В небе мы видели с вами тучи. Что это? (Побуждает повторить слово «тучи»). Осенью бывают дожди. (Обращает внимание на картинки).
Пальчиковая игра «Дождик».
Была тишина — тс-с-с,
тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с На каждое слово «тишина» прикладываем
палец к губам и произносим «тссс»
Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. В это время поднимаем руки вверх,
раскачиваем в стороны, как качающиеся
деревья, и изображаем ветер, дуем «шшш».
И вот уже дождик, тихонько,
ты слышишь, Начинаем стучать пальчиками одной руки
по ладошке другой. И наоборот.
Закапал, закапал, закапал по крыше. Теперь стучим ладошками (тихо)
Наверно, сейчас барабанить
он станет. Усиливаем стук ладошками (громче)
Уже барабанит, уже барабанит! И сильно-сильно стучим ладошками (громко)
Воспитатель: Когда идет дождик — на земле, на асфальте появляются лужи.
Игровое упражнение «Через лужи я скачу» .
Через лужи я скачу!
Ножки я не промочу! Разложить на полу «лужи» (листы бумаги).
Перешагиваем «лужи».
Воспитатель: Осенью дует холодный ветер, качает деревца.
Игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок» :
Я ветер сильный, я лечу, Руки опущены, ноги слегка расставлены,
вдох через нос.
Лечу, куда хочу! Повернуть голову налево, губы трубочкой и
подуть.
Хочу налево посвищу, Голова прямо, вдох, голова направо, губы
трубочкой, выдох.
Могу подуть направо, Голова прямо, вдох через нос, выдох через
губы трубочкой, вдох.
Могу и вверх и в облака, Опустить голову, подбородком коснуться
груди, спокойный выдох через рот.
Ну, а пока я тучи разгоняю! Круговые движения руками.
Воспитатель: Ветер дует и сдувает с деревьев листочки. Листочки летят на землю. Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Давайте мы с вами подуем на листочки, как ветерок, и посмотрим, как они кружатся, летят. (Изобразить ветерок, подуть на листья).
Воспитатель: Ребята посмотрите на осенние деревья. Какого цвета листочки?
Дети: Оранжевые, желтые, красные. (Показывает и называет цвет, повторяет с детьми).
Воспитатель: Летом все листья были зеленые. (Побуждает назвать «зеленый» цвет, показать зеленые листья).
Воспитатель: На деревьях осенью появляется много желтых, золотистых листьев. Осень называют «золотой». (Обращает внимание на картинку, на листья, побуждает повторить слова «желтый», «золотой», предлагает показать названный цвет).
Воспитатель: Осень называют разноцветной, пестрой, потому что появляются на деревьях еще и красные листья. (Побуждает назвать слово «красный», показать красные листья). Листья опадают, под ногами — разноцветный ковер из листьев — зеленых, желтых, красных.
Воспитатель: А какие листья по размеру? Они одинаковые? Посмотрите!
Дети: Нет, не одинаковые! Большие и маленькие.
Воспитатель: Листья бывают большие, бывают маленькие.
Ребята, возьмите себе один листочек — какой вам больше всего нравится. (С каждым ребенком уточняется окраска и размер листика).
Воспитатель: Посмотрите, на столах — оранжевый, желтый, красный. Сколько листьев на столе? ( Побуждает сказать: «один», «по одному»).
Игровое упражнение «Найди лист по цвету».
- А теперь давайте мы с вами изобразим листопад на нашем фланелеграфе (дети в хаотичном порядке выкладывают листики на фланелеграфе).
Воспитатель: Какие красивые листочки подарила нам осень. Все листочки нашли свое место, встали в хоровод — желтый, красный, оранжевый. (Показывает).
Давайте и мы представим с вами, что мы — осенние листочки.
Физкультминутка «Листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Листьям под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите на них интересного? Что вы заметили? (Побуждает увидеть интересное и рассказать — гриб вырос в осеннем лесу, дети гуляют под зонтиком и пр.)
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно рассматривали картинки, увидели много интересного, играли с листиками, перешагивали «лужи».
2. Коллективная работа «Осенний листопад» (нетрадиционное рисование).
(Техника рисования " Ладошки")
Цель: учить детей рисовать в технике "Ладошки" листья деревьев, вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета) ; обогащающие его содержания (дорисовывать листочки кисточкой).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, вот наступила прекрасное время года Осень. Осень очень красивое богатое время года. Время урожая. И, конечно же, осень – это листопад! Когда с деревьев падают листья. (рассматривание иллюстраций.) Жёлтые, красные, оранжевые и даже зелёные листья. Ветер их сорвал с деревьев, и тихо падают на землю
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья по ветру вьются летят.
(Рассматривание иллюстраций с изображением листьев.)
Воспитатель: Ребята, кто знает какого цвета листочки? (ответы детей). Посмотрите какие они красивые. Давайте с вами мы сегодня будем волшебниками, и будем рисовать ни кисточками, а своими ладошками. А рисовать мы будем яркие осенние листочки.
- Смотрите внимательно, как мы будем рисовать осенние листочки. Свою ладонь обмакиваю в краску и прикладываю ее к стволу дерева - листики. А теперь убираю - получился мой отпечаток ладони. Посмотрите ладонь грязная, что нужно делать?
Дети: - хорошо помыть тёплой водичкой.
Воспитатель: - Давайте с вами разукрасим осеннее дерево. Обмакиваем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги
Теперь у меня получился золотой листочек. Аккуратно, по одному, обмакиваем ладошку в краску и прикладываем ее к нашему стволу. Чтобы листья были яркие, нужно набирать много краски, но нужно всё делать аккуратно.
Ребята, а кто скажет какого цвета краски? (желтого, красного, оранжевого). Молодцы!
(Помогаю детям.)
У нас получилось красивое дерево! Молодцы!
Давайте помоем ладошки и поиграем с вами в игру «Осень»
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал: Вот дубовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Молодцы, ребята, хорошо постарались! Вот какое красивое осеннее дерево у нас получилось! А сейчас идем мыть ручки с мылом, чтобы они у нас были чистыми.
3. Прогулка. Наблюдение за листопадом
Цели: - учить определять признаки осени;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход наблюдения.
Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Дети смотрят, сравнивают их по цвету, форме, убеждаются, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Падают, падают листья, Желтые, красные листья
В нашем саду — листопад. По ветру вьются, летят
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку.
Трудовая деятельность: Сбор разноцветных листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Во время прогулки собрать букет из разноцветных листьев.
Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.
Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.
Мы — осенние листочки. Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.
Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки
держат над головой.
Ветер снова вдруг подул Разбегаются по дорожке.
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели Подкидывают листья вверх.
И на землю тихо сели.
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках».
Цели: — учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Итог проекта
•Умение называть осенние природные явления, показывать их в книжке Т. Боковой «Круглый год», на иллюстрациях с изображением осени.
•У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
•Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
•Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
•Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Продукт проекта
1. Выставка детской коллективной работы «Осенний листопад».
2. Выставка поделок, выполненных родителями с детьми дома «Осенние фантазии».
3. Выставка листопада на фланелеграфе.
Литература
1. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
2. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
3. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.