Татьяна Драгун
Познавательный проект «Путешествие по произведениям Н. Носова»
▼ Скачать
Познавательный проект
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №20 «Родничок»
Познавательный проект
«Путешествие по произведениям Н. Носова»
Ответственные: воспитатели: Драгун Т. Ф., Ерохина Т. В.
г. Светлогорск
2021г.
Актуальность темы:
«Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы»
С. Михалков
Публикация «Познавательный проект „Путешествие по произведениям Н, Носова“» размещена в разделах
Отсутствие интереса у детей и слабый интерес их родителей к художественной литературе. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Рассказы Носова учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н. Носова для детей совмещают в себе 2 ценных качества – юмор и поучительность. В них автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется интерес к художественной литературе.
Цель проекта: Создание условий для приобщения ребенка к чтению художественной литературы через знакомство с произведениями. Н. Носова; раскрытие ценности совместной деятельности детей и их родителей через вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта:
Образовательные:
• развивать связную речь дошкольников, обогащать и активизировать их словарь.
• формировать навыки творческого рассказывания;
• учить использовать «сказочные» языковые средства.
Развивающие:
• развитие речевой и эмоциональной отзывчивости через произведения Н. Носова.
• проживание и понимание морально – нравственных основ человека в социальной среде.
• развивать традиции семейного чтения;
• развивать умение понимать содержание произведений; и просмотренных мультфильмов;
• внимательно слушать рассказы и рассматривать иллюстрации.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественному слову.
Задачи педагогической деятельности воспитателя:
• стимулировать возникший интерес к данному проекту;
• создавать условия для проявления детской и родительской инициативы.
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: одна неделя.
Практическая значимость:
1. Создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами.
2. Формируются положительные отношения родителей к художественному слову.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательного интереса к героям книг детского писателя Николая Носова;
- развитие навыков запоминания и пересказывания сюжетов рассказов и сказок писателя Николая Носова;
- развитие умение ставить проблему и находить пути её решения, оценивать поступки героев из произведений Н. Носова.
- формирование интереса у родителей к произведениям Николая Носова.
Место проведения:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №20 «Родничок» г. Светлогорска
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников,
педагогический состав детского сада.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Цель: подбор необходимого материала.
2. Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада; создать необходимые условия для реализации проекта.
4. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта., проведение литературной викторины.
Участие в проекте дало следующие результаты:
1. Дети знают и называют произведения Н. Н. Носова.
2. Сопоставляют действия литературного героя со своими собственными, делают выводы о своём поведении или поступках;
3. Определяют образы отрицательных и положительных персонажей;
4. Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные ориентации личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.
2. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.
3. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.
4. Хрестоматия для дошкольников.
5. Мой любимый писатель – Николай Носов. Газета «Педсовет» №3 1998 г.
6. Интернет ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki, https://www.syl.ru/article/193298/new_nikolay-nosov-biografiya-dlya-detey
План реализации проекта через разные виды деятельности
НОД «Все дело в шляпе» (по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа»). Цель: формирование целостной картины мира через приобщение детей к творчеству Н. Носова
НОД «Бюро находок»
Цель: формирование умения составлять описательные рассказы о предметах,последовательно и полно характеризуя их признаки (см. приложение)
Пересказ рассказов Н. Носова «На горке», «Живая шляпа», «Огурцы» Цель: развитие устной связной речи на примере художественных произведений.
Речевая творческая игра на тему «Что произойдет, если в нашем детском саду появится «Живая шляпа»? Цель: развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи между смысловыми частями.
ДИ «Что каждый герой возьмет в путешествие». Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах.
Составление смешных стихотворений из
произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.
ВХЛ Чтение произведений Н. Носова. Цель: учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев. Прививать интерес к книге и потребность в чтении.
Словесная игра «Хорошо – плохо»
Цель: формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
ДИ «Поставь себя на место героя рассказа»
Цель: развивать чувство сопереживания по отношению к другим.
ДИ «Товарищи»
Цель: развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу.
Беседы на темы «Что такое дружба?», «Хорошие и плохие поступки» Цель: формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.
Разучивание поговорок и пословиц о друзьях:
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Был бы друг - найдется и досуг.
Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.
С-РИ: «Автомобиль», «Варим кашу», «Строительство Цветочного города» Цель: расширить тематику сюжетных игр. Продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.
Мультимедийная презентация «Назови рассказ по картинке – слайду». Цель: обобщение знаний детей о писателе Н. Н. Носове и его произведениях.
Игра-драматизация на тему «Фантазеры». Цель: помочь детям создать собственный сюжет приключений друзей, героев произведения Н. Носова.
Аппликация «Галстук для Незнайки». Цель: учить детей создавать образ, используя технику «объема». Развивать творческие способности детей, моторику рук.
Рисование на тему «Обложка для книг Н. Носова» Цель: формировать умение подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке содержание выбранного произведения.
Рисование «Нарисуй животного, которого не бывает» (по рассказу «Фантазеры») Цель: развитие творческого воображения.
Изготовление поделки из бумаги «Шляпа» Цель: учить детей делать шляпу из бумаги, развивать мелкую моторику рук.
Лепка «Котенок и шляпа» Цель: Совершенствовать умение использовать разные приемы лепки (оттягивание, присоединение, скрепление деталей, закреплять умение передавать пропорции тела животного.
Хоровод «Веселый огород» на муз. Ю. Чичкова
Слушание песен «В траве сидел кузнечик» и «Человек собаке друг» Цель: формирование музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений
Разучивание частушек
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Раскраски по произведениям Н. Н. Носова «Живая шляпа». «Незнайка и его друзья», «Карасик». Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, аккуратности,
Просмотр мультфильмов: «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки и его друзей Цель: уточнить и обогатить знания о рассказах Н. Носова
ДИ «Во саду ли, в огороде» Цель: Расширять представления детей о многообразии мира растений, в частности об овощах, фруктах и ягодах.
Легоконстрирование «Автомобиль» Цель: развитие творческих способностей у дошкольников, умения создавать объект из лего – конструктора в соответствии со схемой.
Конструирование «Летательные аппараты Винтика и Шпунтика» Цель: упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов.
Взаимодействие с семьей
Консультация «Какие рассказы Н. Носова прочитать детям?»
Рекомендовать родителям посетить вместе с детьми детскую библиотеку.
Итоговое мероприятие
Викторина «Веселые рассказы Н. Носова»