Галина Гранкина
Познавательный проект «Профессия — спасатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия — спасатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №2 «Ивушка» первой категории
Познавательный проект
«Профессия- спасатель»
(подготовительная группа 6-7 лет)
Разработали:
Воспитатель Мартыненко Лилия Тахировна
Воспитатель Гранкина Галина Николаевна
с. Самарское
2020 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность темы
3. Цели, задачи
4. Участники мероприятия
Публикация «Познавательный проект „Профессия — спасатель“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
5. Материально-техническое обеспечение
6. Перспективный план
7. Содержание мероприятия
8. Вывод
Пояснительная записка.
Вся история человечества так или иначе тесно связана с развитием производственной сферы и возникновением целого спектра новых для каждого исторического периода профессий. Изменения в социальной, экономической и политической сфере порождают не только новые профессии, но и диктуют принципиально новые требования к профессиональным и личностным качествам представителей востребованных сфер деятельности. Это свидетельствует о необходимости овладения комплексом определенных качеств, определяющих успешность карьеры.
Человечество достигло новых высот в сфере информационных технологий, производства, техники и других сферах, облегчающих жизнь людей, но одновременно с ростом влияния на окружающее пространство увеличился риск возникновения различного рода экологических техногенных и социальных катастроф, аварий, экстремальных ситуаций, возникающих и в повседневной жизни. В нашем государстве за последние 30 лет пострадало более 10 млн. людей, от различных катастроф, из них погибло около 600 тыс. Это свидетельствует о наличии крайней необходимости присутствия в современном технологически оснащенном государстве действенного универсального инструмента по предупреждению, устранению и ликвидации последствий аварий на самых различных объектах. Об этом говорится в Концепции Национальной Безопасности России: «увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера влекут за собой материальные и людские потери нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах».
Возможность оказания оперативной профессиональной помощи является залогом спасения десятков и сотен человеческих жизней, а так же многих миллионов рублей материальных ценностей в масштабах всей страны, что приводит к существенному экономическому эффекту. И главную роль здесь играет именно спасатель.
Кроме того, рост угрозы терроризма по всему миру, в последнее время влечет за собой разрушения вследствие терактов с большим количеством человеческих жертв и разрушений. В поиске людей из-под завалов, когда счет жизни идет на минуты, одними из первых на место трагедии приезжают спасатели.
Спасатель МЧС
Профессия спасателя достаточна молодая (дата образования службы 27.12.1991 г.) для нашей страны и едва ли не самая героическая. Ее история смогла доказать свою необходимость и завоевала невероятную популярность в российском обществе. Об этом свидетельствует концепция Правительства РФ, обозначившая задачи первостепенной важности, которые заключаются в том, чтобы уменьшить урон от чрезвычайных ситуаций и понизить уровень смертности. Решение этих задач является частью обеспечения национальной безопасности нашей страны. При этом каждая из ситуаций, с последствиями которой борются спасатели – по-своему экстремальна. Это не наука, и никаких стандартов здесь быть не может. Главной причиной ЧС является человек: его беспечность и безответственность. А спасатель МЧС России – специалист, которые в любое время суток и в любых условиях придет на помощь. И помощь будет немедленной и высокопрофессиональной.
Технический прогресс и современное общество диктует жесткие требования к профессии «спасатель». Особенно это характерно для России, сложность которой с точки зрения организации деятельности спасателей заключается в том, что:
- это огромная территория, на которой «разбросаны» миллионы людей;
- наличие различных климатических зон, а следовательно, вариативность характера экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
- разнообразие предприятий, на производстве которых используется огромное количество опасных для жизни веществ.
Кроме того, наше государство никогда не оставляет без внимания любое другое государство, на территории которого произошла крупная авария. Каждый день благодаря средствам массовой информации можно наблюдать за работой сотрудников МЧС во всех уголках мира. Такое количество чрезвычайных ситуаций различного характера требует универсальной подготовки. Эти данные породили необходимость создания новых подразделений и профессий в сфере оказания помощи населению, с одной стороны, и ужесточения требований к профессиональным навыкам спасателя.
До 1990 г. в нашем государстве основной специальностью в этой области была профессия «пожарный». И только в 1990 г. впервые в России был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций.
В 1992 году была создана поисково-спасательная служба МЧС России. Спасатели МЧС России всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Перечень экстремальных ситуаций настолько разнообразен, что риск оказаться каждого гражданина в ней достигает порядка 50%, при этом 75-80% - составляют техногенные ЧС на фоне социальных факторов, с чем и связано расширение профессиональных компетенций.
Истинный спасатель – это профессионал, обладающий не только физической подготовкой, но и целым комплексом профессиональных знаний в области медицины, психологии, навыки вождения, промышленного альпинизма, умениями ориентировки на различной местности, набором технических знаний в области физики, химии, математики. Спасатель МЧС должен обладать целым рядом личностных характеристик: психологической устойчивостью, моральной выносливостью, дисциплинированностью, собранностью, навыками командной работы, умением принимать решение и нести за него ответственность, ответственностью, склонностью к разумному риску и желанием помогать людям в целом.
Следует иметь в виду, что обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения ребенком успеха в жизни, его самореализации, самоутверждения, удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей. От объективных, а тем более субъективных трудностей ребенку не уйти, и надо учить его не только избегать опасностей, но и смело решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только природа, техника или окружающие его люди. Очень часто он создает их себе сам, а его неподготовленность всегда усложняет положение. Поэтому подготовка ребенка к встрече с экстремальными ситуациями и грамотным действиям при их возникновении - одна из составляющих обеспечения его успешной, благополучной и безопасной жизни, и к этому надо готовить детей целенаправленно.
Противостояние трудностям, успехи в деятельности определяются в первую очередь правильным представлением об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях в нем. Это находит свое выражение в адекватном мировосприятии. Поэтому так важно дать детям основы социально психологических знаний.
Актуальность темы проекта: дети имеют недостаточно представлений о профессии спасателя МЧС, которая считается одной из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. В основном работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии должны владеть навыками многих других смежных профессий: врач, водитель, пожарный, альпинист, водолаз и другие. У детей еще недостаточно сформированы знания о правилах безопасного поведения в быту и на улице, а их основы закладываются в дошкольном возрасте.
Для привлечения внимания детей к данной теме, воспитатель создает проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии спасателя – героя нашего времени.
Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, дошкольники. Чем это можно объяснить?
Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту.
Актуальность проекта вызвана еще тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта даст возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь.
Целеполагание: Спасатель МЧС – специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерства чрезвычайных ситуаций.
Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, альпинист, водолаз, летчик, врач и др. Важными качествами спасателей являются дисциплинированность, смелость, самоотверженность, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, чувство товарищества.
Наша задача с помощью реализации этого проекта способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, расширение кругозора, желание физически совершенствоваться.
Тип проекта: краткосрочный (1 месяц).
Материально-техническое обеспечение: Технические средства-компьютер, аудио и видеотека, наглядные пособия, раздаточные материалы.
Участники проекта: дети подготовительной группы №2 «Теремок», родители воспитанников, воспитатели группы, сотрудники МЧС.
Цель: познакомить детей с особенностями профессии – спасатель МЧС.
Задачи:
1) Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС, с содержанием их работ.
2) Формировать представления у детей о необходимости и важности труда спасателя МЧС.
3) Учить детей правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.
4) Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5) Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС.
6) Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.
7) Способствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1) Знание детьми специальностей профессии – спасатель МЧС, содержание работы.
2) Понимание детьми необходимости и важности труда спасателя МЧС.
3) Умение детей правильно вести себя чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.
4) Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения».
5) Развитие у детей познавательной активности, мышления, коммуникативных навыков.
Реализация проекта.
Для решения поставленных задач нами сделано следующее:
- определено содержание работы по ознакомлению детей с профессией – спасатель МЧС;
-доведено до участников проекта важность данной работы;
- подобрана литература, иллюстрированный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
- разработаны формы организации деятельности с детьми, родителями;
- составлен перспективный план мероприятий.
Данная работа ведется через:
- организованную деятельность детей в детском саду – НОД, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры.
- совместную деятельность детей и их родителей: сбор информации о работе спасателей МЧС, знакомство детей с профессиями родителей, оформлен альбом с фотографиями с рабочего места родителей.
Работа с родителями:
Круг задач, связанных с ознакомлением детей с профессией – спасатель МЧС, невозможно решить только в рамках детского сада.
Цель работы с родителями – актуализировать важность темы, повысить компетентность родителей по данной теме, обозначить круг заданий по совместной деятельности – сбор информации о работе спасателей МЧС, знакомство детей с профессиями родителей.
Перспективный план.
Работа с детьми.
Цель: Обогатить знания детей и словарный запас по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
• НОД «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель и задачи:
- сформировать представления детей о труде различных профессий и в частности спасателей МЧС.
-уточнить, расширить и активировать словарь по теме;
-закрепить знания детей о орудиях труда;
- продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности, их значимости для каждого человека и общества в целом.
• НОД «Смелые спасатели»
Цель и задачи:
-Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем;
-Расширять знания о пожарной безопасности;
-Закреплять знания детей о работе пожарных, врачей скорой помощи, диспетчера.
• НОД «Профессия кинолог»
Цель и задачи: Познакомить с профессией кинолога; объяснить важность этой профессии, развивать мышление, память, внимание.
• НОД «Флеш-моб – юные спасатели»
Цель и задачи: Подготовить музыкально-ритмическую композицию в стиле флеш-моб.
Игровая деятельность
Дидактические игры
• «Мир социальных взаимоотношений»
Цель: Развитие мышления, сообразительности, активизация словаря.
• «Номера телефонов экстренной помощи»
Цель: Развитие слухового внимания, памяти, умения вести диалог с диспетчером.
• «Окажи посильную помощь»
Цель: Упражнять детей в согласованности действий, учить доверять друг другу и помогать.
• «Выпуск новостей»
Цель: Развитие памяти, внимания, наблюдательности, активизация речи детей.
Подвижные игры.
• «Перенеси воду»
• «Пронеси кислородный болон»
• «Веселые соревнования юных спасателей»
Цель: Совершенствовать двигательную активность, развивать ловкость. Внимание.
Сюжетно – ролевая игра «Мы – пожарные»
Цель: Закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру.
Сюжетно – ролевая игра «МЧС»
Цель: Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; закрепить ранее полученные знания о разнообразных профессиях взрослых.
Экскурсии:
• Экскурсия в действующую часть МЧС.
Цель: Углублять и расширять знания детей о работе спасателей по охране и жизни людей, о технике, помогающей в этой работе, воспитывать уважение и интерес к профессии спасателя, формировать осознанное отношение к нарушителям правил пожарной безопасности.
Беседы:
• Тема: «Важные телефонные номера»
Цель: Закрепить знание номера телефона диспетчера спасательной службы, который принимает все звонки о происшествиях в городе. Закрепить умение вести диалог с диспетчером.
• Тема: «Огонь – наш друг или враг?»
Цель: Расширить представление детей о спасательной службе – пожарные. Закрепить правила вызова пожарной команды, их номера телефонов.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Создание фотоколлажа «Профессии родителей».
• Совместное посещение пункта МЧС.
• Консультация для родителей «Профессия спасателя важная, самая отважная!»
• Изготовление родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Вывод: Подводя итоги данной работы нужно сказать, дети получили достаточный уровень знаний о профессии спасатель, а также расширился кругозор и словарный запас. Такое мероприятие позволило каждому ребенку получить знания о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и умения действовать в подобных случаях. Дети имели возможность задать все интересующие вопросы, сделали определенные выводы, усвоили правила безопасности. Все участники процесса получили огромное удовольствие и мощный эмоциональный заряд!