Раиля Курамшина
Познавательный проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, социально – нравственного облика малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становиться важной и определяется огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребенка.
Темочки:
И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа.
Проблема:
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи», «родственники». Дети не знают истории своего рода и семьи, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека
Цель проекта :
Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, воспитание любви и уважительного отношения у детей к своим родителям и предкам, развитие партнерских отношений с семьями воспитанников детского сада
Задачи проекта :
• Развивать у детей стремление узнавать историю своей семьи
• Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, формировать умение разбираться в родственных связях, умение проявлять заботу о родных людях
• Закрепить знания имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
• Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким
• Организовать выставку совместных работ детей и родителей по теме: «Генеалогическое дерево», а также выставку результатов изобразительного творчества детей на тему: «Моя семья».
Объект исследования: дети и их семьи
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели
Прогнозируемый результат:
• Формировать чувство гордости за свою семью и любовь к её членам, дать
• знания об истории своей семьи, семейных традициях и праздниках
• Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
• Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
Подготовительный этап:
• Выявление первоначальных знаний детей о семье
• Информация родителей о предстоящей деятельности
• Подготовка презентаций «Моя семья»
• Подбор пословиц, поговорок, стихотворений о семье
• Сбор фотографий из семейных альбомов
• Проведение недели на тему «Моя семья» в группе
• Организация сюжетно-ролевых, настольно-печатных и дидактических игр, индивидуальная и групповая работа с детьми
• Составление «Семейного (генеалогического) древа»
Работа с родителями
Домашнее задание
• Побеседовать с детьми о своей семье, родителях, родственниках и показать их фотографии
• Составить вместе с ребенком «Семейное древо» или плакат «Моя семья», объяснив ребенку его роль в семье
• Закрепить знания о семейных традициях и обычаях
• Рассказать, какие семейные ценности вы прививаете ребенку.
Беседа с детьми
Выявить знания детей о своей семье, своих предках:
• «Что такое семья?»
• «Знаете ли вы как зовут ваших маму, папу, бабушку, дедушку?»
• «Где и кем они работают, чем занимаются?»
• «Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?»
• «Откуда можно узнать о своей семье и своих предках?»
Работа в группе
• Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта
• Подбор информации, иллюстраций, картин, художественной литературы.
• Подбор дидактических игр, стихов, загадок, пословиц и поговорок.
• Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Основной этап:
Работа по 5 образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• Рассказы детей о своей семье
• Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День рождение», «Как мы отдыхаем с семьей»
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождение», «Дочки - матери»
• Дидактические игры «Назови ласково», «Назови членов своей семьи», «Кто ты для…»
• Коммуникативные игры: «Передай тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму?», «Подари другу хорошее настроение»
Познавательное развитие :
• Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка «Право ребенка на семью»
• Просмотр презентаций, видеофильмов «Моя семья»
• Беседы на тему: «Моя родословная», «В какой сказке встречаются семьи»
• Рассматривание фотографий из семейных альбомов, плакатов, моделей генеалогического древа.
• Викторина по теме: «Моя семья»
• Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Речевое развитие:
• Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»;
В. Катаев «Цветик - семицветик»; татарская народная сказка «Три дочери»; русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
• Составление творческих рассказов на темы: «Какая у меня семья?», «Мы должны беречь друг друга», «Я учусь у бабушки, я учусь у дедушки»
• Отгадывание загадок
• Беседы, дидактические игры, словарная работа
• Инсценировки по литературным произведениям
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок
• Обогащение словаря детей за счет новых терминов
Художественно-эстетическое развитие:
• Рассматривание репродукций картин: Ф. П. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».
• Рисование на тему «Семейное (генеалогическое) древо»
• Прослушивание детских песен о маме, папе, бабушке
• Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей
• Выставка детских рисунков и поделок по теме «Моя семья»
Физическое развитие:
• Подвижные игры, конкурсы, эстафеты в группе и на улице
• Использование психогимнастик, пальчиковых игр
• Развитие ориентировки в пространстве
• Развитие и укрепление крупной и мелкой моторики
Заключительный этап:
Итоги проекта :
Совместное творчество способствовало созданию атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми
Для детей:
• Анализ, обобщение и синтез знаний и умений, полученных в результате проектной деятельности
• Проявление интереса детей к собственной семье, к родственникам
• Усвоение ребенком семейных ценностей: любовь к родным и близким, взаимопонимание, уважение, доверие, согласие, традиции и др.
• Обеспечение активности ребенка в процессе его социализации
• Пополнение словарного запаса воспитанников
• Умение имитировать деятельность людей в ходе сюжетно-ролевых игр
Для родителей:
• Успешное взаимодействие со своими детьми
• Подготовка совместных работ с детьми по теме «Моя семья»
• Создание макетов «Семейное древо»
• Повышение психолого-педагогических компетенций
Для воспитателей:
• Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта
• Совместная работа с родителями по расширению знаний детей
• Консультации для родителей
• Создание выставки «Моя семья» (плакаты, фотоальбомы, рисунки, стенгазеты)