Елена Семенцова
Творческий познавательный проект «Мой край — моя Кубань» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Творчески - познавательный проект
«МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»
в подготовительной
группе
Воспитатель: Семенцова Е,А.
х. Непиь Крымского района
2018
Паспорт проекта «МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ»
Вид проекта : творческо - познавательный
Продолжительность: среднесрочный, 2 недели
Автор: воспитатель Семенцова Е. А.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Публикация «Творческий познавательный проект „Мой край — моя Кубань“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кубань
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Участники: воспитанники подготовительной группы, родители.
Введение
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев. В своей группе на основе анализа индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:
- дети имеют поверхностные знания о родной станице Выселки, Краснодарском крае, о Родине в целом;
- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в станице, расположенной в северной части Краснодарского края. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным, но какие нравственные качества разовьются у ребенка,
зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить духовные основы средствами традиционной культуры Кубани, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения.
Тема проекта : «Мой край- моя Кубань»
Вид проекта : нравственно-патриотический, познавательный.
Цель проекта : воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
• формировать знания детей о родной станице, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.
• познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;
• дать представление о возникновении станиц и хуторов;
• совершенствовать знания о своей родной станице;
• воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;
• воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;
• формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;
• воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;
• активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.
Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.
Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины немаловажная составляющая в формировании патриотически - нравственной культуры личности ребенка. Детство - это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры, поэтому очень важно в этом возрасте заинтересовать и познакомить детей с культурой, традициями, обычаями историей. Вложить в них чувство любви и уважения к Родине, дать возможность проникнуться и ощутить причастность к великой земле, к великому народу, продолжая сохранять накопленное годами, за всю историю казачества.
Проблемный вопрос: воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Задачи проекта :
1Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями Кубани.
2. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное время, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
3. Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.
4. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
Роль родителей в реализации проекта : пополнение в сборе материала о родном крае (иллюстрации, макеты,литература)
Предполагаемый результат: в результате участия детей в проекте ожидается повышение уровня знаний в области кубановедения, воспитание бережного сохранения исторических ценностей. У детей будут сформированы представления о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно- исторических ценностях.
Формы реализации проекта :
-совместная деятельность;
-практическая деятельность.
В совместной деятельности используется практическая работа, познавательная деятельность, игровые приёмы.
Продукт детской деятельности:
-выставка рисунков «Секреты Кубанской хаты», «Роспись посуды», «Петрикрвская роспись», «Распишем тарелочку для казачки».
Этапы реализации проекта.
1 этап. (Подготовительный)
-выбор темы;
-выявление первоначальных знаний детей о Кубани;
-постановка целей, задач, написание плана;
-подбор литературного, методического, наглядного материала;
-изготовление дидактического материала, атрибутов для дидактических, сюжетно-ролевых.
2 этап. Основной
Основная детская деятельность:
Познавательная деятельность
- Ознакомление с предметным и социальным окружением «Рождение Кубани», «Моя Родина – Кубань».
Художественно-эстетическая деятельность
- Рисование «Секреты Кубанской хаты», «Роспись посуды», «Петрикрвская роспись», «Распишем тарелочку для казачки».
-лепка «Посуда казаков»
-аппликация «Лебедь».
конструирование из бумаги «Изготовление Красной книги Краснодарского края».
Беседы:
- «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края».
- "Люблю тебя - мой край родной».
- - «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани».
- «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».
Экскурсия:
- в кубанский уголок детского сада.
Прослушивание и заучивание музыкальных произведений:
- Гимн Краснодарского края;
- «Ой, да на Кубани» (кубанская народная песня в обработке В. Захарченко);
- «Варенички» (кубанская народная песня).
Чтение произведений:
: В. Бакалдина «Моя Кубань», «На Кубани вырос я», Л. Лутаева «Кубань красивый теплый край», Гончаров «Кубань», Г. Александрова «Ты цвети моя Кубань», З. Александрова «Ты Кубань,ты наша Родина».Кубанские казачьи сказки «Казак и гуси», «Казак и птицы» .Загадывание загадок из книги «Ты Кубань, ты наша Родина» (стр131)
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Собери флаг Кубани», «Наряди казачку».
- сюжетно-ролевые: «Семья», «Дочки-матери», «Дом», «Строительство», «Семья казака», «Ярмарка», «Рыбаловецкое судно», «На выставке народного исскуства»,«Ферма».
- подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели», «Салки», «Кто кого перетянет», «Стадо», «Утка и селезень», «Петушок», «Моргушки», «Тополек», «Кубанка», «Разбить кувшин», «Хвост – левка», «Подсолнух».
Рассматривание:
- фотографий с изображением различных достопримечательных мест Краснодарского края;
- иллюстраций «Национальная одежда кубанского казака и казачки»;
- фотоальбома «Ремёсла на Кубани», .
Работа с родителями:
- привлечение родителей к сбору материала о родном крае, к созданию фотоальбома «Достопримечательности края».
3 этап. Итоговый.
Выставка детских работ.
Викторина «Что мы знаем о Кубани».
Презентация на педсовете.
Оформление проектной деятельности.
4 этап. Заключительный.
Анализ и оценка результативности реализации проекта.